Вашингтон, 12 апреля 2004 года. Как если бы администрации Буша-младшего (George W. Bush) было мало того, что она получила в Ираке, ей теперь приходится иметь дело с беспокойной, недовольной и даже встревоженной Россией, которая, возможно, готова разрушить все заключенные в последние 30 лет соглашения о безопасности Центральной и Восточной Европы.
Российские лидеры с яростью и даже с угрозами реагируют на включение в состав Организации Североатлантического договора трех прибалтийских государств, Литвы, Латвии и особенно Эстонии. Россиян взбесило то, что НАТО незамедлительно приступила к патрулированию истребителями воздушного пространства над Эстонией, всего в нескольких минутах лета от Санкт-Петербурга, второго по величине города России.
В прошлом месяце российский министр обороны Сергей Иванов предостерег, что его страна может начать проводить гораздо более жесткую политику в отношении Соединенных Штатов и НАТО. Иванов в последнем номере российского журнала "Россия в глобальной политике" написал, что стремление администрации Буша-младшего создать новые образцы ядерного оружия является опасным и дестабилизирующим.
"Особо следует учитывать возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Это крайне опасная тенденция, подрывающая глобальную и региональную стабильность", - заявил он.
Иванов также нашел жесткие слова для возглавляемого Соединенными Штатами НАТО всего за какие-то дни до того, как альянс в этом месяце расширился и включил в свой состав семь бывших коммунистических государств, в том числе страны Балтии, все из которых были насильственно присоединены к Советскому Союзу в 1940 году и на протяжении полувека являлись союзными республиками.
"Но если НАТО сохранится в качестве военного альянса с действующей сегодня наступательной военной доктриной, то российское военное планирование и принципы строительства российских Вооруженных сил, включая их ядерную составляющую, будут адекватно пересмотрены", - написал Иванов.
Несколькими днями позже, когда расширение НАТО стало свершившимся фактом, Иванов пошел дальше. Выступая в среду в Вашингтоне, он объявил, что, если НАТО установит свое военное присутствие в странах Балтии, Россия примет все необходимые для своей обороны меры.
Выступая в вашингтонском Центре оборонной информации (Center for Defense Information), он заявил: "Теперь, когда страны Балтии вошли в состав НАТО, в случае создания на их территории военной инфраструктуры все военно-политические меры России будут определяться принципами самообороны".
Далее Иванов охарактеризовал продолжающееся расширение Североатлантического альянса на восток, на бывшие советские территории, в угрожающих словах, которые напоминают самые напряженные периоды "холодной войны". "Мы не питаем иллюзий относительно того, почему страны Балтии были приняты в НАТО, и почему туда уже переброшены натовские самолеты, - сказал он. - Это не имеет никакого отношения к борьбе против терроризма".
Иванов также предостерег, что "окно возможностей" для развития партнерских отношений России и НАТО может "сузиться до узкого отверстия для дыхания".
"Сегодня от НАТО, прежде всего от США, зависит, чтобы это окно не закрылось совсем", - сказал он.
Надо отметить, что предостережения российского министра обороны не были громом с ясного неба. Подозрения и опасения в отношении НАТО и США, которые он выразил, сегодня являются обычной темой для разговора в дипломатических и военных кругах в Москве.
Во вторник, за день до выступления Иванова в Вашингтоне, один ведущий московский военный аналитик также предостерег относительно растущей напряженности между Россией и Соединенными Штатами.
"Американские военные базы приближаются к границам России, а военная инфраструктура новых членов НАТО совершенствуется в интересах хранения военной техники и имущества и развертывания крупных сухопутных формирований и сил авиации", - написал аналитик Виктор Литовкин в статье для РИА "Новости", официального новостного агентства российского правительства.
На складах НАТО в Европе "по-прежнему хранится около 200 ядерных авиабомб, которые явно не предназначаются для использования против террористов", написал Литовкин. "Для кого они предназначены? Ответа нет".
По словам Литовкина, Москва знает, что руководство НАТО все еще испытывает затаенное недоверие к России, возможно, как к наследнице Советского Союза, с предсказуемыми последствиями. "Никакая дипломатия не может ничего поделать с этим фактом", - написал он.
Другой известный аналитик, Евгений Григорьев, высказался в аналогичном ключе. Двадцать шестого марта он предостерег, что вступление в НАТО семи бывших коммунистических государств угрожает выстроенной с таким старанием в последние 30 лет дипломатической системе договоров о безопасности, которая на протяжении жизни последнего поколения гарантирует Европе мир и стабильность.
Последнее расширение НАТО произошло в момент, когда нет нового варианта Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе", - предостерег Григорьев в газете "Независимое военное обозрение".
"Очевидно, что США и ведущим странам альянса стоит только пальцем пошевельнуть, и такие новые сателлиты, как прибалтийские страны, прекратили бы саботировать Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе от 1990 года", - написал Григорьев. Однако реалия такова, что Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе может "разделить судьбу Договора об ограничении систем противоракетной обороны", написал он далее.
Предупредив, что Россия, вполне возможно, станет рассматривать Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе как потерявший силу, Григорьев добавил еще более зловещую ноту. Поскольку дела обстоят таким образом, написал он, Россия станет считать себя свободной принимать любые односторонние меры, какие она сочтет нужными, чтобы обеспечить собственную безопасность.
"У России появится больше свободы, если станет необходимо принять какие-то контрмеры в западных, северо-западных или южных регионах" Российской Федерации, заключил он.
Представляется, что в новой, исключительно наэлектризованной атмосфере отношений между Востоком и Западом самой актуальной точкой воспламенения может стать крохотная Эстония на Финском заливе, которая оседлала сухопутные и морские коммуникации, выводящие к Санкт-Петербургу. В Эстонии проживает очень много этнических русских, и россияне давно заявляют, что после распада Советского Союза это меньшинство подвергается серьезной дискриминации.
Российские аналитики в последний месяц неоднократно обвиняли Эстонию в том, что та проводит политику, которая может спровоцировать крупный кризис с Россией.
"Эксперты говорят, что Таллинн сознательно усиливает напряженность между Россией и Эстонией, - сообщило 26 марта российское информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг". - По мнению аналитиков, безответственная и провокационная политика Эстонии, базирующаяся на антироссийских настроениях местных политиков, может привести к серьезному кризису между Россией и Западом".
"Отношения между Россией и Эстонией остаются напряженными с тех самых пор, как НАТО в прошлом году построила на российско-эстонской границе радиолокационную станцию. Двадцать третьего марта представитель по связям с общественностью Министерства иностранных дел РФ Александр Яковенко предостерег, что Россия примет ответные меры, "если натовские самолеты станут летать вдоль российских границ после того, как страны Балтии вступят в этот альянс".
Насколько далеко это может зайти? Занятые Ираком, американские политики и ученые мужи, которые формируют внешнюю политику, почти не обращают на это внимания. Даже предостережения министра обороны Иванова, прозвучавшие в стенах вашингтонской аналитической организации, были почти целиком проигнорированы.
Та же судьба постигла и недавно опубликованную статью нового министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. "Россия сегодня сильна, и ее боятся" - написал он в четверг в газете "Ведомости".
"До недавних пор всех тревожило, что Россия, ослабленная своим внутренним кризисом, становится непредсказуемой", - написал Лавров. - Но сегодня опасаются совершенно иной России: страны, которая после нескольких лет стабильности и устойчивого экономического роста стала более сильной и более уверенной в себе".
Лавров и Иванов, как и их руководитель, президент Владимир Путин, неоднократно утверждали, что Россия хочет решать свои проблемы в более тесном сотрудничестве с мировым сообществом, а не в отрыве от него. Однако при этом по-прежнему открытым остается вопрос, что станет делать Россия, если такого сотрудничества она не получит. Как предостерег Лавров в своей статье, "правовой вакуум в вопросах безопасности нетерпим".