Расширение после расширения. Когда через 18 дней Европейский союз примет десять новых членов, он на этом не остановится. В 2007 году последуют Болгария и Румыния, в конце десятилетия, возможно, - большинство балканских государств, таких, как Хорватия. Все вероятнее становится также членство в ЕС Турции. Но и это не все: в начале апреля Грузия заявила, что не позднее, чем через три года, собирается подавать заявку на членство в ЕС. Комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка Фриц Болкештайн (Frits Bolkenstein) комментирует ситуацию следующим образом: 'Кто примет Турцию, должен будет также открывать двери для Украины и Белоруссии'.
Действительно, согласно статье 49 Договора о ЕС, 'любое европейское государство' имеет право просить о приеме в Союз. Однако в то же время уже дискуссия по поводу предстоящего расширения на восток ясно показала, что Союз должен снизить темпы своего расширения, так как в ином случае у него могут появиться проблемы финансового и политического порядка, и возникнет опасность, что он, как говорит Болкештайн, превратится в 'привилегированный таможенный союз'. Поскольку просто отказать государствам Восточной Европы в приеме нельзя, ЕС теперь ищет новые возможности сотрудничества.
Так, Еврокомиссия опубликовала в марте 2003 года сообщение под названием 'Более масштабная Европа: Новые рамки отношений ЕС со своими восточными и южными соседями'. В нем делается анализ отношений не только с государствами-преемниками Советского Союза, но и с Израилем, Ливией и Магрибом. 450 миллионов человек насчитывает ЕС в составе 25 государств, еще 385 тысяч проживают в приграничных странах. Для них, говорится в сообщении, должен быть разработан новый политический инструмент, позволяющий продолжать действующую политику оказания поддержки за рамками существующих границ. Цель также заключается в том, чтобы обеспечить 'беспрепятственную деятельность и надежное управление на будущих границах на востоке и на юге'.
Турция с этой точки зрения определенно исключается, так как ей как возможному кандидату на вступление подобает особый статус. Россия, конечно, может присоединиться к группе государств-соседей, однако как сверхдержава она настаивает на самостоятельном партнерстве с Европейским союзом. Россия в силу того, что занимает ключевые позиции в качестве поставщика энергоносителей, охотно пошла бы на особые условия.
'Круг друзей', о котором не устает говорить президент Комиссии Романо Проди (Romano Prodi) со своей политикой соседства, должен в действительности стать тройным защитным кольцом. На первом плане стоит интерес, заключающийся в том, чтобы остановить наплыв экономических беженцев в богатую Центральную Европу. Соседи обязаны освободить от этой работы государства ЕС, взяв на себя в рамках соглашений обязательства о депортации.
Второе кольцо должно служить расширению процветающего экономического пространства. Это гигантская задача, поскольку разница в уровне благосостояния между Союзом и его соседями огромна. В Молдавии, самой бедной стране, внутренний валовой продукт на душу населения составляет около 400 евро, в самой богатой стране, в Люксембурге, - он превышает 50 000 евро.
Третье защитное кольцо должно защитить ЕС от международной преступности. В этой связи совершенно иное значение приобретают североафриканские государства, которые до сих пор рассматривались, скорее, как соседи второго сорта.
Дилемма, заключающаяся в том, что вся дискуссия идет о том, 'кто в ЕС, а кто за его бортом', находит отражение также в сообщении Комиссии. С одной стороны, в лодку нужно брать только страны, подходящие для ЕС с политической, экономической, культурной или исторической точки зрения. С другой стороны, граница означает, что за ней начинается бедный мир.
Но бедные соседи представляют собой сохраняющийся экономический и политический фактор риска. Люди будут оставаться у себя дома только в том случае, если у них будет достойная человека жизнь и перспективы на будущее. Они могут быть подключены к борьбе против терроризма и международной преступности, если будут позитивно настроены по отношению к Союзу.
Еврокомиссия приступила с этих позиций к переговорам об улучшении отношений с некоторыми средиземноморскими странами, а также с Молдавией и Украиной. Но переговоры, однако, быстро зашли в тупик. Дело в том, что обоим государствам было неясно, чего еще необходимо добиваться за рамками уже существующих соглашений об ассоциации, предоставляющих великодушные льготы в области торговли.
Президент Комиссии Проди выразил это в широко известной фразе: соседи должны получить 'все, кроме институтов'. Под этим он имел в виду, что соседние государства должны в среднесрочной перспективе стать частью общего рынка. Однако им следует отказать в том, чтобы они имели депутатов в парламенте, могли принимать участие в заседаниях Совета и иметь своих комиссаров в Брюсселе. Иными словами, бедные соседи могут пользоваться экономическими преимуществами Союза, но они не обладают правом на политическое соучастие в его работе.
Среди государств-членов Союза началось сопротивление, в результате чего переговоры были заморожены. Интересы стран ЕС различаются в зависимости от географического положения и необходимости в защите. Польша настаивает на том, чтобы уже сегодня была разработана платформа для переговоров с Белоруссией. Вопрос об этой стране может встать после завершения диктатуры президента Лукашенко.
Кроме того, Варшава помнит о своих особых отношениях с Украиной. Ныне прозрачная граница между двумя государствами с ее непритязательной приграничной торговлей будет после 1-го мая закрыта на замок. Это означает для многих граждан, проживающих в приграничной зоне, драматические изменения в их повседневной жизни.
Напротив, прибалтийские государства относятся очень подозрительно к странам бывшего Советского Союза. Если, с одной стороны, они должны быть заинтересованы в добрососедских отношениях, то одновременно очень подозрительно относятся к идее прозрачности границ или оказания помощи бывшим оккупантам.
Финляндия, в свою очередь, чувствует себя связанной с новыми республиками на юго-востоке и настаивает на том, чтобы в новую концепцию были включены Грузия, Азербайджан и Армения. Швеция против особого статуса для России, но за включение Москвы в концепцию соседства.
Совет, как и Европарламент, выступают против идеи Проди обсуждать сразу все аспекты, связанные с 'кругом друзей'. Поэтому они поставили теперь Комиссии более детальную задачу. Комиссия обязана разработать для каждой соседней страны условия, которые должны быть выполнены, чтобы пользоваться привилегиями. Это касается вопросов политического сотрудничества, правил функционирования внутреннего рынка, органов правосудия и Министерства внутренних дел, улучшения инфраструктуры и поддержки гражданского общества.
Это очень напоминает переговоры о вступлении. Дело в том, что и в этом случае перед Комиссией ставится задача изучения состояния дел в различных областях политики, таких, как свобода печати, управление и безопасность атомных электростанций на предмет, соответствуют ли они европейским стандартам. В разные сроки, в частности, в течение трех лет для Украины, пяти лет - для средиземноморских государств, Комиссия обязана изучить, выполнены ли все эти пункты.
Оправдает ли себя эта стратегия, вопрос кажется спорным. Правительства Венгрии, Чехии заставляли свое население годами терпеть болезненные социальные ограничения. Люди не сдавались только потому, что в конце их ожидала награда: прием в круг богатых и счастливых, членство в ЕС.
Но целью политики соседства является как раз стремление оставить новых соседей за бортом. Но каким образом подсластить для них пилюлю? Оказывать большую помощь? Денег в ЕС сейчас и без того в обрез. Торговые льготы? ЕС уже сегодня имеет торговые договора с соседями, в которых отменяется таможенная пошлина на импортные товары.
Что, таким образом, остается, если институты ЕС должны оставаться для соседей закрытыми? В качестве возможного пряника в сообщении Комиссии называется желанный четвертый аспект рыночной свободы (наряду со свободным перемещением товаров, капиталов и услуг): граждане соседних стран должны иметь право свободного въезда в страны Союза и там работать. Привлечет ли это новых соседей, вопрос остается открытым. Им всего лишь достаточно посмотреть, что в настоящее время почти все страны ЕС ограничивают свободу в выборе места работы для поляков, чехов и других восточных европейцев. Тогда они поймут, что их гражданам придется дожидаться неограниченных возможностей, что касается трудоустройства в ЕС, еще не одно десятилетие.