Новая вспышка насилия в Ираке грозит целым рядом последствий для и без того сложного положения, в котором находятся оккупационные войска в этой стране. Заслуживает внимания появление двух новых факторов. Первый - очевидное сближение между суннитами и шиитами для совместной борьбы с оккупантами. И первые и вторые пережили тяжелые времена ненависти и преследований. Во время диктатуры Саддама Хусейна, опиравшейся на суннитов, шииты, составляющие 60 процентов населения, подвергались жестоким преследованиям.
Правительство Буша неоднократно утверждало, что свержение диктатора будет воспринято угнетенным народом, как освобождение, предполагалось, что он не замедлит выказать благодарность своим североамериканским друзьям. Факты, тем не менее, говорят об обратном. Большинство шиитов не хочет послушно ждать проведения выборов, обещанных Западом.
Второй новый фактор - взятие в заложники лиц самых разных национальностей и использование их для шантажа стран, участвующих в оккупации. Далеко не просто будет правительству такой страны как Япония, где в июле пройдут парламентские выборы, объяснить, почему трое ее граждан должны быть принесены в жертву во имя военной акции, проводимой без санкции ООН. С подобными трудностями приходится сталкиваться лидерам всех стран, поддержавших оккупацию, что вынудило Буша начать кампанию по сплочению союзнических рядов.
Очевидно, что США обладают достаточным военным потенциалом для подавления сопротивления в Ираке. Однако главная проблема при этом решена не будет - условия для формирования крепкой и угодной США местной власти не появятся. Год спустя после падения режима Саддама Хусейна война продолжается. Развитие событий в Ираке лишний раз доказывает ошибочность военной авантюры Буша.