Чтобы добиться успеха в Ираке, да и в любой войне, применение силы должно быть подчинено более масштабным политическим целям, чем простое свержение режима. Пока в Ираке этого не наблюдается. А пора бы.
На прошлой неделе ситуация в Ираке самым драматическим образом изменилась к худшему. При всех наших разногласиях по поводу того, следовало ли начинать эту войну, американцев, каких бы политических убеждений они ни придерживались, объединяет одно - решимость одержать победу. Экстремисты, нападающие на наших солдат, должны знать: им не удастся расколоть Америку, или поколебать решимость американцев, или вынудить США вывести войска раньше срока. Наша страна взяла на себя обязательство помочь иракцам в построении стабильного, мирного и плюралистического общества. Кто бы ни был избран президентом США в ноябре, мы будем неуклонно выполнять эту задачу.
Но, чтобы максимально повысить шансы на успех и свести к минимуму риск неудачи, мы должны в полной мере использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства. Если наше военное командование потребует подкреплений, мы должны отправить в Ирак дополнительные войска. Прогресс в Ираке невозможен, если люди, занимаясь повседневными делами, не могут чувствовать себя в безопасности. И все же одними военными средствами мира в стране не достичь. Необходимо выработать реалистичную политическую стратегию.
За прошедший год администрация Буша разработала несколько планов перехода к демократическому правлению в Ираке. Все эти планы пришлось отвергнуть из-за их непрактичности. Администрация установила дату (30 июня) для передачи управления страной иракскому органу власти, но с иракцами пока не достигнуто соглашения о том, как следует формировать этот орган: чтобы приобрести легитимность в глазах народа, он должен быть достаточно представительным. Белый Дом вел войну таким образом, что большинство расходов и рисков, связанных с любыми аспектами переходного периода в Ираке, ложатся на плечи Соединенных Штатов. Мы теряли и теряем людей, время и доверие. Все больше иракцев выступают против Соединенных Штатов, выражая свое отчаяние в связи с тем, что сделала, и чего не сделала администрация Буша.
В последние недели администрация - фактически признав провал своих усилий - обратилась к представителю ООН Лахдару Брахими за помощью в разработке структуры временного правительства Ирака, которая оказалась бы приемлемой для всех основных иракских фракций. Чрезвычайно важно, чтобы Брахими удалось добиться успеха, но перед ним стоит нелегкая задача, ведь между различными иракскими группировками, при нашем бездействии, возросла напряженность, и, кроме того, их разделяет глубокое взаимное недоверие. Соединенные Штаты могут усилить влияние Брахими (пока оно довольно ограничено), сделав предварительное заявление, что мы поддержим любой предложенный им план, если он будет одобрен иракскими лидерами. Далее администрация должна привлечь ООН в качестве равноправного партнера, ответственного за разработку новой конституции и системы управления в Ираке. Кроме того, нам необходимо возобновить усилия, чтобы добиться конкретной помощи международного сообщества для создания атмосферы безопасности в Ираке. Нам нужно больше войск и больше специалистов, способных обучить иракских солдат и оказывать помощь иракской полиции.
Мы должны убедить НАТО начать в Ираке операцию - пусть и за пределами зоны ее ответственности - под руководством американского командующего. Это позволит нам получить от крупных держав дополнительные воинские контингенты. Из-за событий прошлой недели правительства иностранных государств, конечно, не захотят подвергать опасности своих граждан. Поэтому принятие международным сообществом обязательств по обеспечению стабилизации в Ираке должно сопровождаться созданием международной администрации для управления страной на весь переходный период. Главным гражданским партнером иракских лидеров в деле проведения выборов, восстановления государственных структур, перестройки экономики и возрождения надежд и оптимизма у иракского народа должна стать ООН, а не Соединенные Штаты. Что же касается обеспечения безопасности, то, пока иракские не будут готовы взять ответственность на себя, эти функции по-прежнему придется выполнять вооруженным силам США, желательно при помощи НАТО.
Наконец, мы должны подумать и о собственных гражданах. Американский народ все меньше понимает, каковы наши цели в Ираке, и особенно, почему мы действуем практически в одиночку. Президент должен сплотить страну вокруг четкой и достойной цели. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, и цена, которую мы платим - велики. Но на карту поставлено слишком многое, чтобы мы могли позволить себе лишиться поддержки американского народа.
Сегодня утром, читая газеты в тиши и комфорте наших домов и офисов, мы обязаны думать о мужчинах и женщинах, воюющих в Ираке, которые каждый день просыпаются под обстрелом, когда очень трудно отличить друга от врага, а смерть каждого невинного человека рождает новых противников. Наш долг перед солдатами и морскими пехотинцами состоит в том, чтобы использовать все доступные нам средства, чтобы помочь им успешно выполнить задание, не подвергаясь ненужной опасности. Это не предложение лидера одной из партий. Это вопрос доверия и национального достоинства.
Сенатор от Массачусетса Керри - кандидат в президенты от демократической партии.