12 апреля 2004 года. Глава электрической монополии РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, должно быть, является одним из немногих в мире генеральных директоров, кто хочет, чтобы его компания исчезла.
Если ему будет позволено действовать по-своему, РАО "ЕЭС России" прекратит свое существование через 3 года и будет заменено надлежащим рынком производителей электроэнергии, который он считает критически важным для экономического развития России.
Реструктуризация РАО "ЕЭС России" является одним из краеугольных камней реформ, которые имеют целью сокращение экономического влияния государственного сектора. "Нерыночный сектор, в котором господствуют естественные монополии, посылает другим отраслям экономики искаженные сигналы, искусственно способствуя образованию глобально неконкурентоспособных предприятий и лишая их побудительных мотивов к модернизации", - заявляет министр экономического развития и торговли Герман Греф.
В соответствии с планом реформы, РАО "ЕЭС России" должно быть разбито на отдельные системы производства, транспортировки и распределения электроэнергии. Сеть линий электропередачи, а также и оператор системы транспортировки электроэнергии останутся в руках государства. На какое-то время государство оставит себе также контроль над гидроэлектростанциями.
Остальные авуары будут проданы инвесторам, в том числе пакеты акций 72 местных компаний по производству и распределению электроэнергии и 30 оптовых компаний по производству тепловой и электрической энергии. Местные электростанции будут объединены в 15-20 региональных компаний, тогда как оптовые электростанции будут перегруппированы в шесть оптовых компаний, которые станут конкурировать за промышленных потребителей.
Правительству еще предстоит разработать точную схему продажи некоторых из вышеназванных компаний, но реструктуризация уже начата. Ранее в этом месяце РАО "ЕЭС России" перегруппировало первые из своих 72 местных компаний в специализированные компании по производству, транспортировке и распределению электроэнергии. "Мы похожи на хирургов: мы уже вскрыли полость, и теперь нам не остается ничего другого, как только делать операцию. Но чего мы, безусловно, не можем, так это остановиться сейчас", - говорит г-н Чубайс. Он усматривает наилучшее доказательство преимуществ конкуренции в недавно созданном рынке реального товара для торговли электроэнергией, где "цены на 10-12% ниже государственных".
Он надеется, что опыт РАО "ЕЭС России" создаст прецедент для других естественных монополий. Но хотя реформа рынка электроэнергии неизбежна, реформа "Газпрома", государственной монополии природного газа и крупнейшего в мире газодобытчика, далеко не является решенным делом.
Генеральный директор "Газпрома" Алексей Миллер, которого на этот пост 3 года назад назначил президент Владимир Путин, чтобы навести порядок в компании, заявляет, что, хотя важно сделать компанию более эффективной и прозрачной, не следует ее реструктурировать или приватизировать так, как РАО "ЕЭС России".
Он доказывает, что, в отличие от РАО "ЕЭС России", которое обслуживает главным образом внутренний рынок, "Газпром" является ориентированной на экспорт компанией, которая получает две трети доходов от продажи природного газа Европе и бывшим советским республикам. "'Газпром' конкурирует с крупнейшими поставщиками природного газа в мире. Все, что мы делаем, имеет целью повышение нашей конкурентоспособности".
Для Кремля "Газпром" является мощным инструментом внешней политики - еще одна причина, почему эта компания, скорее всего, останется в руках государства. Действительно, государство планирует повысить свою долю акций "Газпрома", составляющую сегодня 38%, консолидировав свои пакеты акций в дочерних предприятиях "Газпрома". Но, хотя г-н Путин исключил быстрый переход к полностью рыночным условиям, он обещал разрешить независимым газодобытчикам доступ к контролируемой государственной монополией трубопроводной сети.
Правительство обещало также в этом году отменить ограничения, которые запрещают иностранным инвесторам покупать продающиеся на внутреннем рынке акции "Газпрома". Хотя это повысило бы рыночную капитализацию "Газпрома", аналитики заявляют, что это не решит проблемы отсутствия конкуренции в российском газовом секторе. Государственное регулирование цен на газ также является проблемой для крупных промышленных компаний. Александр Абрамов, контролирующий крупнейшую в России горно-металлургическую управляющую компанию "ЕвразХолдинг", говорит: "Как могу я планировать на 5 лет вперед, если не знаю, по какой цене я стану получать газ?"