Золотодобытчики успешно работают на востоке: расходы там ниже, а квалификация рабочей силы - высока
Сити охватила 'золотая лихорадка', но теперь у буровых платформ появился новый пункт назначения: не Калгурли или Анкоридж, а российский Дальний Восток.
Две компании, зарегистрированные на БАИ (Бирже альтернативных инвестиций) - 'Хайленд Голд майнинг' и 'Питер Хамбро Майнинг' (ПХМ), уже входят в первую десятку российских золотодобытчиков. Другие ждут своей очереди.
В прошлом месяце Сити в полной мере продемонстрировал свои аппетиты в отношении золотых месторождений России и стран бывшего СССР: торги по акциям фирмы 'Ориэл Рисорсез', на сумму в 40 миллионов фунтов, размещенным на БАИ, закончились значительным превышением первоначальной суммы подписки.
Брокерская контора 'Вильямс де Бро' работает с акциями на сумму от 20 до 30 миллионов фунтов, а 'У Эйч Айрленд', контора, занимавшаяся акциями 'Хайленд Голд', лихорадочно пытается внести в перечень БАИ три российских месторождения: сумма сделки, возможно, достигнет 50 миллионов фунтов.
'В России вы по-прежнему можете приобрести за гроши золотодобывающие предприятия с развитой инфраструктурой', - говорит Джеймс Пиктон, аналитик фирмы 'У Эйч Айрленд' по вопросам золотодобычи.
Питер Хамбро, сделавший первые инвестиции в России еще десять лет назад, заметил: 'Просто удивительно, что людям понадобилось столько времени, чтобы понять, какой это отличный рынок для инвестиций'.
Крупнейшие золотодобывающие компании постепенно начинают проявлять интерес к этому ранее недоступному региону. 'Англо Америкэн' - добывающая корпорация, входящая в 'Биржевой список 100 фирм 'Файнэншл Таймс'', намерена в этом году открыть отделение в Москве. 'Бэррик Голд' - золотодобывающий гигант из Канады, владеет 10% акций 'Хайленд Голд'.
В прошлом месяце 'Рио Тинто' подписала с ПХМ контракт о создании совместного предприятия по добыче золота. Это первая целенаправленная акция 'Рио Тинто' на российском рынке.
Но пока крупнейшие мировые производители золота, опасаясь политических и юридических рисков, связанных с работой в России, проявляли медлительность, в открывшуюся дверь бросилось множество мелких компаний - им и досталось большинство 'лакомых кусочков'.
Успешная деятельность в России уже принесла миллионные прибыли людям вроде Питера Хамбро - потомка К.Дж. Хамбро, основавшего в 1779 г. одноименный банк, и членов династии Флемингов, создавших 'Хайленд Голд'.
Лорд Дэрсбери, председатель совета директоров 'Хайленд', владеет акциями на 5,8 миллионов фунтов. Лорд Маккензи оф Фрамвеллгейт, член правления фирмы 'Ориэл' - новичка на рынке - имеет 500000 'премиальных' акций стоимостью почти в 500000 фунтов.
Роди Флеминг два года назад основал 'Хайленд Голд' в качестве инструмента для размещения акций месторождения 'Многовершинное', приобретенного в рамках сделки с Романом Абрамовичем - российским миллиардером и владельцем футбольного клуба 'Челси'.
Ни Хамбро, председатель-управляющий одноименной компании и владелец 13% ее акций, ни лорд Дэрсбери, никогда ранее не занимались добычей ископаемых, но они поняли, что в России их ждет 'золотое дно'. 'Там есть высококвалифицированная рабочая сила и огромное количество данных о месторождениях и ресурсах, оставшихся еще с советских времен, а приобрести предприятия можно по низкой цене', - говорит Хамбро.
Персонал ПХМ в Амурской области на востоке России численностью в 1200 человек целиком состоит из местных рабочих.
Россия имеет огромные, в основном нетронутые запасы золота, во всех подробностях нанесенные на карту геологоразведывательными партиями еще в советские времена. Эти данные доступны потенциальным инвесторам, и те, кому случалось ими пользоваться, говорят о необыкновенной точности этой информации, что позволяет снизить объем дорогостоящих изыскательских работ.
Добавьте к этому низкие эксплуатационные расходы - за счет дешевизны рабочей силы и удобства золотых месторождений для разработки - и цены на золото, которые достигли наивысшей отметки за последние семь лет, и вы поймете, в какие проекты стоит вкладывать деньги.
Как отмечает лондонская консалтинговая фирма 'Дж Ф М С', производство золота в России увеличивается на 9% в год, в то время как традиционные рынки - например Австралия и Южная Африка - пребывают в состоянии застоя.
В 2002 г. на долю западных компаний приходилось лишь 15% добычи золота в России, но почти все они входили в список 20 крупнейших производителей страны. Лидером в этом секторе является российский добывающий и металлургический гигант 'Норильский никель', контролируемый олигархом Владимиром Потаниным. Кевин Фу, чей дед работал на месторождении Балларат в Австралии в по время 'золотой лихорадки' конца 19 века, возглавляет 'Эврика Майнинг', отделение другой его фирмы - 'Селтик Рисорсез'. Он сравнивает Россию с Австралией конца пятидесятых годов 20 века, когда там еще можно было обнаружить месторождения золота, расположенные у самой поверхности. У России есть и дополнительное преимущество - довольно развитая инфраструктура.
'Сейчас началось что-то вроде лихорадки, но многие из нас работают там уже десять-двенадцать лет', - замечает Фу.
'Бема Голд Корпорейшн', зарегистрированная на Торонтской бирже и БАИ, в 1998 г. приобрела в России два золотых месторождения. В прошлом году на ее руднике 'Джульетта' было добыто 118145 унций золота по цене в 148 долларов (80 фунтов) за унцию. На рынке золото продается примерно по 420 фунтов за унцию.
'Бема' связывает свой успех в России с тем, что ей удалось приобрести права на землю, чему способствовали прочные партнерские связи на местах. Эта особенность характерна и для 'Хайленд Голд', ПХМ и им подобных; скорее всего это станет темой для обсуждения делегатами Российского экономического форума в Лондоне, который состоится на следующей неделе.