Внешне, кажется, все в порядке: крупнейший российский нефтяной концерн 'Лукойл' заключил недавно с Саудовской Аравией договор о добыче газа. Наследный принц Саудовской Аравии в конце прошлого года впервые посетил Москву, где объявил о своей готовности инвестировать в нефтяную промышленность громадной страны. Но за кулисами ведется ожесточенная борьба: с тех пор, как шейхи в Организации нефтедобывающих стран (ОПЕК) вновь добились снижения объемов добычи нефти с целью удержания высоких цен, Россия как крупнейший в мире производитель нефти подвергается массированным атакам со стороны Саудовской Аравии.
Дело в том, что президент Владимир Путин пообещал Западу и впредь повышать объемы нефтедобычи с тем, чтобы не допустить непомерного роста цен на нефть и тем самым помочь промышленно-развитым странам обеспечить оживление конъюнктуры. Эта политика не только противоречит стратегии ОПЕК, но и ведет к тому, что российские концерны занимают на мировом рынке те сегменты, которые раньше принадлежали шейхам. Поэтому вот уже два года функционеры ОПЕК грозятся начать с Россией войну цен.
Но Лукойл и Ко не обращают на это никакого внимания. Во-первых, потому что уже предпринимаются первые попытки прямого снабжения США российской нефтью. Планируется также завоевать с помощью уральской нефти и азиатский рынок. В настоящее время резко увеличился экспорт нефти в Китай, поставки осуществляются туда железнодорожным транспортом. Кроме того, в Москве рассматривается вопрос о строительстве нефтепровода до Китая или Японии. В связи с политическим кризисом на Ближнем Востоке обе страны, Япония и США, стремятся диверсифицировать свой нефтяной импорт.
Саудовская Аравия предпринимает контрмеры. На прошлой неделе саудовский министр нефтяной промышленности объездил этот регион, предложив Китаю, Японии и Корее особые тарифы, не в последнюю очередь с целью не допустить строительства российского нефтепровода, а тем самым и конкуренцию на длительную перспективу. Следует еще учитывать, что во времена растущих цен на сырье строительство нефтепровода, приобретение долей в предприятиях и прав на добычу становятся оружием в геополитической борьбе. Так уже было в 80-е годы, когда по просьбе США Саудовская Аравия полностью открыла нефтяной кран, поставив на колени Советский Союз. Резкий спад доходов от экспорта вызвал волну недовольства в Красной империи и, в конечном счете, привел к коллапсу СССР.
Благодаря миллиардным инвестициям, российские нефтяные концерны резко снизили себестоимость нефтедобычи, однако, в случае войны цен в связи с высокими расходами на транспортировку нефти из Сибири преимущества окажутся все-таки на стороне арабских нефтедобывающих стран. Таким образом, Кремль нуждается в помощи Запада, заинтересованного в альтернативных поставщиках, а также в стабильности режима Путина. Поскольку второй коллапс Россия уже не перенесет так мирно, как это было 12 лет назад.
Поэтому и Запад вынужден допускать и поддерживать форсирование российских проектов за рубежом, будь-то освоение нефтяных месторождений в Ираке или покупка сетей бензозаправок в Европе. В то же время и Россия должна облегчить западным энергетическим концернам условия для инвестиций в российскую нефтяную и газовую промышленность. Пример приобретения концерном ВР доли в российской нефтяной компании TNK показывает, что такой опыт может быть вполне успешным и что другие концерны должны тоже иметь такую возможность, чтобы увеличить свои резервы.
Но Кремль должен согласиться с западными инвестициями такого рода, а не препятствовать им, как это было в случае с ЮКОСом. Поскольку, в конечном итоге, Россия сможет закрепить свою ведущую роль на мировом энергетическом рынке как противовес картелю ОПЕК только совместно с Западом.
Аналогичная сделка на основе взаимного интереса представляется возможной и в газовом секторе: Европа должна сделать более открытым свой газовый рынок, в том числе и для российских поставщиков. В то же время Россия должна обеспечить доступ к своей газопроводной сети крупным газодобывающим странам Центральной Азии и сделать уступки в вопросах безопасности транспортировки нефти и газа по Балтийскому морю. Российские одностенные танкеры представляют там все больший риск.
Вопрос о том, как долго еще ОПЕК и Саудовская Аравия будут мириться с соперничеством России, что касается объемов нефтедобычи, остается открытым. Ясно должно быть одно: Запад должен поддержать Россию в деле противостояния нападкам нефтяного картеля. И, в частности, исходя из вполне понятных собственных интересов. Ведь для Европы роль России как крупнейшей в мире нефтедобывающей страны невозможно переоценить. Если Запад решительнее протянет Москве руку, то в конечном итоге, ничто не будет мешать еще более широкому экономическому сотрудничеству с Россией. Путин пообещал Западу увеличивать нефтедобычу, чтобы воспрепятствовать дальнейшему бурному росту цен на нефть.