МОСКВА. - В 'нефтяных играх' вокруг бассейна Каспийского моря наметился новый поворот.
На сей раз внимание к этому внутреннему центрально-азиатскому морю и его прибрежным государствам проявляют не только мировые нефтяные гиганты.
Портфельные инвесторы - и акции малых и средних компаний, которыми они оперируют - играют сегодня значительную роль в последнем повороте сюжета, который историки назвали 'большой игрой'.
Цены на акции этих компаний по разведке и добыче нефти за последний год взлетели до небес. Для некоторых высокие цены на нефть, которые держатся на международном рынке уже три года - и ожидания, что нефть и дальше будет продаваться по цене, намного превышающей 25 долларов (20,60 евро) за баррель - означают, что перспектива роста прибыльности акций намного перевешивает очевидный риск, связанный с вложением капитала в любую республику бывшего СССР.
Рост цен на нефть привел и к удорожанию акций крупных российских нефтяных компаний, и, как утверждают многие аналитики, ценные бумаги большинства корпораций страны уже достигли верхнего ценового порога, что в потенциале повышает привлекательность нефтяных компаний, ориентированных нам Каспийский регион.
Более того, несмотря на дурную репутацию Каспийского региона из-за политической нестабильности, все большее распространение получает точка зрения, что налоговый режим во многих прикаспийских странах отличается большей предсказуемостью, чем в России, а значит инвестиционный климат там лучше.
'Стремление вкладывать капиталы в Каспийском регионе будет расти, а набор инструментов, с помощью которых там можно вести игру, ограничен', - говорит Джеймс Пассин, менеджер по портфельным инвестициям в фирме 'Файрберд Менеджмент', управляющий инвестициями на 675 миллионов долларов в России, Средней Азии и Центральной Европе.
До сих пор в заголовки газет попадали прежде всего многомиллиардные проекты, вроде нефтепровода 'Баку-Тбилиси-Джейхан', сооружаемого 'Бритиш Петролеум', разработки Кашаганского месторождения под руководством корпорации 'Эни-СпА', или гигантского Тенгизского месторождения в Казахстане компанией 'Шеврон Тексако'. Но темп их 'забега' на главный приз в 'большой игре' - каспийские углеводороды - несколько замедлился, столкнувшись с политическими барьерами и государственным регулированием.
Но если для этих корпораций деятельность в Каспийском регионе - лишь небольшая составляющая их глобального 'портфеля', нефтедобывающие компании, ориентированные именно на Каспий, вроде 'Бюррен Энерджи', владеющей также месторождениями в Конго, выигрывают за счет своей способности разведать месторождения сырой нефти в регионе и наладить добычу. Точных цифр не существует, но по оценкам общие запасы нефти в регионе составляют от 30 до 100 миллиардов баррелей.
Нефтяное месторождение Бурун на каспийском побережье Туркменистана дает более 80% общей добычи 'Бюррен', составляющей 11500 баррелей в день, и, по словам главы компании Финиана О'Салливана, он ожидает, что в 2004 г. средняя дневная добыча возрастет до 14000 баррелей.
Однако главные богатства 'Бюррен' еще лежат в туркменской земле. Объявив 5 апреля об удвоении своей чистой прибыли в 2003 г. (она достигла 15,8 миллионов фунтов или 24 миллионов долларов), компания заявила, что ее общие доказанные и вероятные запасы нефти - эта формулировка используется, чтобы дать инвесторам представление о том, сколько нефти компания сможет добыть, пока месторождение не истощится - увеличились на 12% и достигли 133 миллионов баррелей.
Г-н О'Салливан, геолог по образованию, отметил, что недавно компания провела дополнительные исследования потенциальных запасов нефти в Туркменистане, и, хотя данные еще требуют анализа, они 'выглядят очень неплохо'.
'Мы не хотим делать ничего экстравагантного' ,- сказал он, добавив, что ключом к прибыльности компании является низкая стоимость буровых работ за счет использования местной рабочей силы. 'Мы просто хотим пробурить вертикальную скважину', - заявил он, посмеиваясь над нынешним помешательством нефтяников на дорогостоящем методе горизонтального бурения.
'Бюррен' поставил свой успех на карту, впервые выставив свои ценные бумаги на Лондонской бирже. В декабре он разместил 23% своих акций по 130 пенсов за штуку. На прошлой неделе они продавались примерно по 223,5 пенса за акцию.
Другие компании, работающие в Каспийском регионе, также в последнее время начали выходить на международный рынок капиталов. В декабре 'Дрэгон Ойл', еще одна компания, работающая в Туркменистане, разместила акции на 18 миллионов долларов, или 10% своего акционерного капитала, у институциональных инвесторов. За прошедший год стоимость акций 'Дрэгон Ойл' возросла вчетверо - на прошлой неделе они продавались по 38,25 пенсов.
Хотя акции большинства развивающихся нефтяных компаний - независимо от того, работают они в бассейне Каспия, или нет - резко повысились из-за роста нефтяных цен, аналитики утверждают, что краткосрочный потенциал стоимости 'каспийских' акций на бирже еще не реализован полностью.
'В бывшем СССР рыночная стоимость объектов, связанных с природными ресурсами, по прежнему ниже, чем в остальном мире, - говорит Чарли Шарп, аналитик из 'Канаккорд Кэпитал', занимающийся малыми и средними нефтяными компаниями в регионе. - И это несмотря на рост заинтересованности в инвестициях в этот сектор. Поэтому здесь еще существует большой потенциал роста'.
Однако у всех этих компаний есть одна общая черта - они сильно подвержены воздействию любого резкого падения цен на нефть, хотя многие из них пытаются снизить риск за счет хеджирования - способного быстро поставить любую успешно развивающуюся нефтяную компанию в сложное положение. Так, фирма 'Петроказахстан Инкорпорейтед', ранее носившая название 'Харрикейн Хайдрокарбонз', в 1999 г. прибегла к защите закона о банкротстве, когда из-за рекордного падения цен оказалась не в состоянии выплатить задолженность. Однако после выхода из состояния банкротства цены на акции компании взлетели до небес, поднявшись с 3,3 канадских долларов (2,05 долларов США) в начале 2000 г. до примерно 39 канадских долларов в начале апреля.
Добывая в 2003 г. в среднем по 150000 баррелей в день, 'Петроказахстан', наряду с 'Шеврон Тексако' является одной из крупнейших нефтяных компаний Казахстана. В 2004 г. компания прогнозирует увеличение добычи на 11% и выход на средний объем в 167500 баррелей в день, заявил Ихор Василькив (Ihor Wasilkiw), вице-президент 'Петроказахстан' по работе с инвесторами.
Но, что еще важнее, компания извлекла нужные уроки из своего банкротства, и осуществила слияние с нефтеперерабатывающим заводом. За счет операций дочерней компании 'Петроказахстан' получает 40-45% своих доходов, что позволяет ей превращать добытую нефть в деньги, не беспокоясь о ее транспортировке на тысячи километров.
'Инвесторы с удивлением видят, каким крупным дополнением к основному производству являются наш нефтеперерабатывающий завод и системы доставки', - отмечает г-н Василькив.
Из-за крупных запасов сырья и налаженного производства многие компании в Каспийском регионе являются привлекательными объектами для приобретения, поскольку, по мнению многих наблюдателей, российское правительство вряд ли одобрит новые крупные сделки с участием иностранных нефтяных компаний после приобретения 'Бритиш Петролеум' российской фирмы за 7,7 миллиардов долларов в прошлом году.
Более того, в последние месяцы риск инвестиций в углеводородный сектор России увеличился, из-за чего фирмы Каспийского региона предстают в еще более выгодном свете. Арест Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании 'ЮКОС', насторожил рыночных игроков, а последующее заявление президента России Владимира Путина о том, что он хочет повысить налогообложение нефтяных компаний, заставило их действовать еще осмотрительнее.
Кроме того, Россия заявляет, что не намерена заключать соглашений о разделе продукции, а именно такая схема, гарантирующая компаниям стабильность налогообложения на всем протяжении долгосрочных проектов, как правило, применяется в Каспийском регионе.
'Тот факт, что в прикаспийских странах, таких как Казахстан, существует большее разнообразие иностранных инвестиций, говорит сам за себя', - отмечает аналитик 'Атон Кэпитал' Темирбулат Каримов.