Начиная с прошлого года, американский филантроп и миллионер венгерского происхождения Джордж Сорос (George Soros) использует свое состояние для создания оппозиции администрации президента Джорджа Буша (George Bush) и обвинения неоконсерваторов, отвечающих за сегодняшнюю внешнюю политику Соединенных Штатов. По данным журнала 'Forbes', Джордж Сорос занимает 28 позицию в списке 400 самых богатых людей мира; по мнению этого основателя Института 'Открытое общество', поддерживающего установление демократии в бывших странах социалистического лагеря, Вашингтон сегодня находится в руках экстремистов, искажающих действительность и изменяющих страну, полноправным гражданином которой он стал более 40 лет назад.
Вопрос: Название Вашей последней книги - 'Мыльный пузырь американского превосходства'. Можно ли - после последних событий в Ираке - утверждать, что этот пузырь лопнул?
Ответ: Нет, не совсем. Последствия американской политики весьма наглядны. Ситуация в Ираке плоха настолько, насколько предполагалось; в других регионах планеты, таких как Афганистан, положение не намного лучше. Правда лежит здесь, на поверхности, однако существуют крайне эффективные средства для ее искажения. Вполне возможно, люди осознали, что происходит вокруг, однако, я не уверен, что они дали именно такой категоричный отпор происходящему, какой мне хотелось бы видеть. Кроме того, стоит признать, что в Штатах общественное мнение гораздо меньше - чем, скажем, в Испании - обеспокоено тем, говорят ли ему правду. Испанцы выступили против Аснара (Aznar), потому как он попытался обмануть их и скрыть истинные причины прозвучавших в Мадриде взрывов. Испанцы не капитулировали перед угрозой терроризма, они лишь высказали свой протест правителю, пытавшемуся манипулировать ими. Даже находясь здесь, в Соединенных Штатах, я чувствовал этот обман. И меня очень беспокоит тот факт, что в Америке правда не так волнует людей. Любые методы годятся, если ты хочешь добиться своего.
Вопрос: Сколько средств Вы потратили, и каких целей, по Вашему мнению, добились, начиная с августа прошлого года, когда начали свою кампанию против Буша?
Ответ. На создание трех организаций (политической платформы 'America Coming Together', движения 'Moveon.org' и фонда 'Center for American Progress') было потрачено 12,8 миллионов долларов, но это еще не все. Полагаю, что, публично высказывая свою точку зрения, мне удалось добиться создания определенной оппозиции. При этом мне кажется, что, с другой стороны, моя позиция оказалась и контрпродуктивной. Всем нынешним манипуляторам правды я предоставил хороший повод демонизировать себя, дал возможность оправдать нападки на богатого и таинственного человека.
Вопрос. Вы намерены напрямую помогать кандидату демократов Джону Керри?
Ответ. Это было бы несложно, однако, полагаю, он сумеет сам найти средства для своей кампании. Думаю, у него есть все возможности для этого. Он сумел объединить демократическую партию, и это очень важно. Мне нравится его жизненная позиция, потому как Керри формировался во время вьетнамской войны, что и привело его в политику. Хотя, полагаю, в итоге выборы превратятся в референдум о будущем Буша.
Вопрос. То, что такой финансист как Вы выступает организатором оппозиции, не означает ошибку существующей системы?
Ответ. Я не одинок. Многие считают, что с системой не все в порядке. Для сегодняшней политической арены характерно серьезное противоборство, и, не думаю, что это хорошо для нашей демократии. Целая группа идеологов - экстремистов и фундаменталистов - завладела одной из наших политических партий и захватила власть в стране, используя различные фонды и ассоциации.
Вопрос. Однако люди по-прежнему поддерживают Буша. Возможно, проблема заключается в том, что в Соединенных Штатах общественное мнение становится все более консервативным?
Ответ. Проблема открытых обществ заключается в том, что они таят в себе неопределенность. Свой вклад в это состояние неопределенности сделала и глобализация: сегодня люди чувствуют себя несколько потерянными. Очень легко поддаться искушению, услышать о существовании простого решения серьезных проблем. Но таких простых решений не существует. Я видел ложь и нацизма и коммунизма, сегодня здесь происходит нечто подобное.
Вопрос: Вы сравниваете Буша с Гитлером?
Ответ: Да, сравниваю. Хотя знаю, что это опасно, потому что подобное сравнение впоследствии упрощается, люди начинают говорить, что я назвал Буша нацистом, а сам превращаюсь в экстремиста. Я знаю, что такое нацистская и коммунистическая пропаганда, и именно потому настолько категорично реагирую на все происходящее: несмотря на то, что мы очень далеки от тоталитарного режима, открытые общества всегда находятся под угрозой и их необходимо всегда защищать.