МОСКВА, 14 апреля (ЮПИ) - В обстановке, когда иностранцы-некомбатанты в Ираке больше не могут чувствовать себя в безопасности, Россия настоятельно рекомендует своим гражданам эвакуироваться из охваченной войной страны. Для России это нелегкое решение, ведь она пыталась сохранить свое присутствие в Ираке, после того как в прошлом году Кремль осудил вторжение коалиционных сил во главе с США в эту страну.
В результате эвакуации граждан России и других стран бывшего СССР, которая запланирована на четверг, проигрывают все - и Москва, и Вашингтон, и Багдад.
За прошедшую неделю в Ираке были похищены 40 иностранцев. Трое россиян и пятеро украинцев, захваченные в начале этой недели, могут считать, что 'родились в рубашке' - их продержали в заложниках всего 19 часов, а затем отпустили. Тем не менее, поскольку ситуация на местах с точки зрения безопасности продолжает ухудшаться, российское внешнеполитическое руководство решило перестраховаться, отдав приказ об организации 'воздушного моста' для эвакуации своих граждан - всего до 800 человек.
'Из Кувейта и Багдада будет сделано семь авиарейсов для вывоза 553 россиян и 263 граждан Содружества независимых государств, работающих в Ираке' - заявили представители Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Эвакуация, объявленная Россией - печальное событие с точки зрения развития российско-иракских отношений и усилий США положить конец насилию в Ираке. Торговые отношения между Россией и Ираком насчитывают уже несколько десятилетий - в свое время Ирак считался одним из важных друзей СССР. В ходе первой войны в Заливе Россия поддерживала свое присутствие в Ираке. Позднее она играла ключевую роль в осуществлении программы ООН 'нефть в обмен на продовольствие', гарантировавшей, что Саддам Хуссейн не заморит голодом собственный народ.
Даже в прошлом году, когда Россия подвергла США жесткой критике за вторжение в Ирак, российские компании продолжали работать в стране, восстанавливая сильно пострадавшую в ходе войны инфраструктуру.
В результате эвакуации убытки российских компаний наверняка составят миллиард с лишним долларов, а возможно и больше. Сделки по разработке нефтяных месторождений, заключенные российскими фирмами и иракскими властями еще до свержения Саддама, оцениваются в десятки миллиардов долларов. Пока что эти контракты находятся в 'подвешенном состоянии' и их дальнейшая судьба неясна.
Но речь идет не только о деньгах. Российские компании, многие из которых принадлежат государству, сожалеют об утрате нынешних и будущих доходов в Ираке. Но и для коммерческих конкурентов России из других стран уход россиян из Ирака - не повод для радости, ведь они уносят с собой нечто более ценное.
До событий этой недели Россия играла в Ираке куда более важную роль - с точки зрения ее собственных интересов, интересов Ирака и даже Соединенных Штатов - чем осуществление масштабных субконтрактов или крупных нефтяных сделок. Из-за длительных контактов России с Ираком, иракцам будет сильно недоставать российского 'ноу хау' и хорошего знакомства россиян с инфраструктурой страны. Вряд ли стоит сомневаться, что покидающих страну россиян постараются заменить другие иностранные компании, но им придется начинать буквально с нуля. Будет потеряно драгоценное время, и об этом наверняка пожалеют как солдаты оккупационных войск, так и мирные иракцы. Независимо от идеологических, националистических и религиозных страстей, главным элементом стабилизации в Ираке является восстановление инфраструктуры.
Для американцев война в Ираке из-за событий этой недели приобрела еще более затяжной характер. Медленно, но верно, США оказываются в ситуации, когда им придется в одиночку вести войну, конца которой не видно. Хотя Кремль и не поддерживал эту войну, он вносил свой вклад в строительство нового Ирака. Теперь эта деятельность, по крайней мере в обозримом будущем, может быть приостановлена.
Решение России покинуть Ирак приведет и к еще одному - парадоксальному - результату. Год назад многие самые твердые сторонники этой войны хотели 'наказать' Кремль за его несогласие с ней. Другие призывали не допускать Россию к участию в восстановлении Ирака. Сегодня все эти надежды и требования уходят в прошлое. Сейчас главный вопрос - что надо сделать, чтобы побудить россиян вернуться в Ирак.