Москва, 15 апреля 2004 года. Один из советников Владимира Путина спровоцировал негодование еврейских организаций, сравнив, надо полагать, "смертельные" последствия Киотского договора о борьбе с изменением климата на планете с тем, что происходило в концентрационном лагере "Аушвиц" во время второй мировой войны.
Андрей Илларионов, влиятельный экономический советник Кремля, сказал, что этот договор является "межгосударственным Аушвицем", который России следует решительно отвергнуть, если она хочет сохранить свой впечатляющий экономический рост. По мнению многих, Киотский договор, заключенный в 1997 году под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), является единственным для нашей планеты шансом уменьшить глобальное потепление разумным путем. Он требует от крупных промышленных держав сократить выбросы в атмосферу газов, создающих так называемый "парниковый эффект".
Г-н Илларионов использовал спорные метафоры для описания того, почему России, по его мнению, следует отказаться от своих обязательств по этому договору. Проявив недостаточное уважение к памяти миллионов россиян, сгинувших в печально известной сталинской системе исправительно-трудовых лагерей, он также сравнил ожидаемый экономический ущерб от этого договора с советским ГУЛАГ'ом.
"В самом начале мы собирались назвать это соглашение межгосударственным Госпланом (центральный плановый орган Советского Союза по управлению плановой экономикой), но потом мы поняли, что Госплан был куда более гуманным (чем Киотский договор), и что, следовательно, нам нужно назвать его межгосударственным ГУЛАГ'ом", - заявил он российским средствам массовой информации (СМИ).
"В ГУЛАГ'е, по крайней мере, заключенные ежедневно получали примерно одинаковое количество пищи, и это количество не уменьшалось день ото дня, тогда как, в соответствии с Киотским договором, рационы уменьшаются".
"В конце концов, мы были вынуждены назвать этот договор межгосударственным Аушвицем".
В Аушвице и в других нацистских концентрационных лагерях во время второй мировой войны погибли шесть миллионов евреев. Вчера еврейские организации в сильных выражениях осудили высказывания г-на Илларионова.
"Его высказывания были бестактными и ранящими душу", - сказал вице-президент Всемирного еврейского конгресса в Нью-Йорке Элан Штейнберг (Elan Steinberg).
"Я бы сказал, что правительственному чиновнику России, которая сама ужасно пострадала при нацистах, не пристало высказываться в таком духе".
"Фактически, это надругательство над памятью жертв нацистов. Ему следовало просто сказать, что он оговорился, и продолжить".
Г-н Штейнберг согласился, что г-на Илларионов импровизировал и, пожалуй, говорил в сардоническом тоне, однако он подчеркнул, что подобные высказывания превращают в банальность Холокост. "Мы свяжемся с соответствующими властями, в данном случае с официальными лицами российского правительства, чтобы выразить им наше смятение".
Г-н Илларионов, которого считают одним из ключевых российских политиков по Киотскому договору, сказал, что экономическая цена, которую пришлось бы заплатить его стране за ответственность в плане борьбы за чистоту окружающей среды, является слишком высокой.
"Киотский договор - это смертный приговор, как бы странно это ни звучало, потому что его главной целью является удушение экономического развития и экономической активности в странах", - сказал он.
В Брюсселе представительница по связям с общественностью комиссара Европейского союза (ЕС) по вопросам окружающей среды Марго Уоллстром (Margot Wallstrom), сказала, что ей ничего не известно о высказываниях г-на Илларионова, но что г-жа Уоллстром через несколько недель собирается в Москву, чтобы попытаться заручиться согласием России поддержать Киотский договор.
Этот договор пока не является юридически обязующим, поскольку его ратифицировало недостаточное число стран. Он сможет вступить в силу только после того, как его ратифицируют страны, на долю которых приходится 55% мирового объема выбросов "парниковых" газов. Но этой критической массы пока не удалось достичь ввиду отказа Америки - крупнейшего в мире загрязнителя окружающей среды - присоединиться к этому договору.
Сторонники Киотского договора надеются, что Россия, четвертый в мире загрязнитель атмосферы планеты, его ратифицирует, однако представляется, что Москва больше заинтересована в ускорении экономического роста, который, как она полагает, позволит вывести из нищеты миллионы рядовых россиян.