НАРВА, Эстония. - Рейн Талумяа, директор электростанции, расположенной в этом городе на границе с Россией, разговаривает с рабочими в основном по-русски. Маркировка на магистралях и оборудовании сделана на русском языке. Даже автомат для газированной воды - и тот советского производства.
Модернизируя свою электроэнергетическую компанию в соответствии со стандартами Евросоюза, Эстония пытается избавиться от советского наследия. Но в то самое время, когда Эстония и ее прибалтийские соседи готовятся 1 мая вступить в ЕС и стараются укрепить свои связи с Западом, им приходится бороться изо всех сил, чтобы не допустить поглощения крупнейших промышленных предприятий российскими компаниями.
В попытке частично восстановить утраченное господство России в регионе, российские энергетические компании урезают поставки и скупают акции небольших фирм. Россия, с ее огромными запасами нефти и газа и изобилием дешевого электричества, является главным поставщиком электроэнергии в регион, и ее компании используют это преимущество, оказывая давление на прибалтийские страны, которые надеялись, что Европа сможет заменить их связи с Россией. В прошлом году руководители одной из российских энергетических компаний говорили даже о восстановлении экономических связей советской эпохи в рамках 'либеральной империи'.
Российские энергетические компании 'имеют четкую стратегию, направленную на усиление контроля над трубопроводной сетью, поставкой и распределением природного газа, а в последнее время - и над производством и поставками электроэнергии' в Центральной и Восточной Европе, отмечает Эмманюэль Бергасс, аналитик из парижского Международного агентства по энергетике. 'Это может привести к повышению оптовых и потребительских цен на энергоносители и подорвать гарантированное снабжение их экономики электроэнергией'.
Цены на электричество имеют критическое значение для развития бывших советских республик и стран-сателлитов. Если у немцев на бытовое потребление электроэнергии уходит 3% зарплаты, то аналогичные расходы жителей стран Центральной и Восточной Европы, по данным ИАЭ, составляют 10-15%.
Действия России приводят к консолидации энергетической отрасли по всей Центральной и Восточной Европе в обстановке, когда эти рынки начинают открываться накануне расширения ЕС. Российское ОАО 'Газпром' недавно приобрело контрольный пакет акций литовской газовой компании, и теперь владеет акциями крупнейших газовых компаний во всех трех прибалтийских государствах, а также в других странах региона. Венгерская нефтяная компания 'МОЛ' ведет переговоры о слиянии с главной топливной компанией Польши 'ПКН Орлен', в результате которого на всем пространстве от Балтики до Адриатики будет действовать единая энергетическая корпорация. Кроме того, эти фирмы конкурируют с 'Газпромом' в борьбе за владение контрольным пакетом румынской государственной нефтяной компании.
Эстонская государственная компания по производству электроэнергии - 'Ээсти Энергия' - пытается выжить за счет создания регионального рынка электроэнергии вместе со своими прибалтийскими соседями - Латвией и Литвой. По словам Гуннара Окка, сорокатрехлетнего главы 'Ээсти Энергии', расширив масштаб деятельности, прибалты смогут привлечь необходимые инвестиции, чтобы повысить эффективность и успешно конкурировать с российскими ценами на электроэнергию. Компания надеется протянуть линии электропередач в Финляндию, чтобы сократить зависимость от России и открыть путь для экспорта электричества на Запад. Тем временем, Литва получила определенную помощь от ЕС для строительства новых линий электропередач, ведущих в Польшу, однако поляки, исходя из соображений конкуренции, отвергли первые предложения литовцев.
Без роста инвестиций в Прибалтике, утверждает г-н Окк, 'мы просто не сможем выжить и станем легкой добычей для соседей'.
Однако в прошлом месяце амбициозные планы 'Ээсти Энергии' потерпели серьезную неудачу - правительство Литвы отвергло ее предложение о покупке распределительной сети на востоке страны. Если Эстония не хочет зависеть от России, то Литва не желает зависеть от Эстонии. В письме, адресованном главе эстонского правительства, премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаусказ выразил озабоченность 'гарантированностью энергоснабжения' страны в случае, если Эстония овладеет ее электроэнергетической системой. Г-н Окк охарактеризовал мотивы литовцев как 'эмоциональные'. Не смотря на неудачу, представители 'Ээсти Энергии' говорят, что теперь сосредоточат внимание на слиянии с электроэнергетической системой Латвии.
При всех попытках новых членов ЕС расширить связи с Западом, экономика и география толкают их в противоположном направлении. Экономика России зависит от экспорта нефти и газа, и она стремится усилить контроль над основными маршрутами их транспортировки, проходящими через территорию бывших советских республик. В то же время, большинство западных компаний не рассматривают этот регион как перспективную сферу для конкуренции. Так, в прошлом году российская электроэнергетическая компания-монополист выкупила аналогичную фирму в грузинской столице у американской 'АЕС Корпорейшн', которая терпела там убытки.
Некоторые российские компании сосредоточили усилия на борьбе с конкурентами из центрально- и восточноевропейских стран. В прошлом году 'Транснефть' - российская государственная компания по транспортировке нефти - прекратила поставки нефти через латвийский порт: многие рассматривают это как попытку заставить Латвию по дешевке продать имеющиеся там объекты. Из-за отсутствия поставок Латвия вынуждена была приостановить приватизацию нефтяного терминала - одного из главных источников доходов страны. По утверждениям 'Транснефти', она, в целях снижения расходов, перенацелила поставки на новый терминал, который эта компания построила на территории России. Затем, в феврале, 'Газпром' прекратил все поставки газа в соседнюю Беларусь после отказа Минска покупать его по более высоким тарифам, хотя новая цена все равно была ниже рыночной. На практике это означало и прекращение поставок нефти в Литву - они полностью идут через беларусскую территорию. Литовцам пришлось временно отключить электричество на некоторых предприятиях.
Хотя Эстония сама производит электричество за счет нефти, добываемой из сланцев, примерно 40% поставок 'Ээсти Энергии' приходится всего на 500 промышленных предприятий, и российские компании вполне могут 'перехватить' этих клиентов, навязав ей 'ценовую войну'. Наводнив рынок дешевой электроэнергией, они могут надавить на эстонское правительство и заставить его продать крохотную 'Ээсти Энергию'.
После пятидесяти лет насильственной оккупации подобный масштаб российского контроля переварить непросто. 'Если вопрос о том, будет ли в наших домах свет, зависит от нашего большого соседа:такое положение просто непрактично', - говорит Сандор Лииве, главный бухгалтер 'Ээсти Энергии'. Беспокойство г-на Лииве вызывает в том числе и запущенность российской энергетической инфраструктуры из-за отсутствия инвестиций. 'Можем ли мы полагаться на них в удовлетворении наших базовых потребностей? - спрашивает он, и сам же отвечает . - Думаю, что нет'.
Даже после восстановления независимости Эстонии в 1991 г., 'Ээсти Энергия' оставалась фирмой с раздутыми штатами, живущей в соответствии с традициями советской плановой экономики. Затем, в 1998 г., правительство наняло иностранную фирму для подбора нового главы 'Ээсти Энергии', способного преобразовать ее в рационально организованную корпорацию европейского типа. Г-н Окк, работавший на норвежскую нефтяную компанию 'Статойл', получил свою должность в результате проведенной этой фирмы 'охоты за головами'; его предшественника назначило правительство. Он привлек и двадцативосьмилетнего г-на Лииве, бывшего главного бухгалтера Таллинского порта.
Вместе они продали здание штаб-квартиры компании в центре города, приобретя более скромную резиденцию в 'промышленном парке', сократили персонал с 17000 до 9700 человек, и модернизировали работавшую с перебоями систему тарификации и обслуживания потребителей. К 2000 г. благодаря усилиям новой команды средний возраст топ-менеджеров компании снизился с 59 до 39 лет.
Статья подготовлена при участии Грегори Л. Уайта