МОСКВА. - Инвесторы начинают всерьез воспринимать один вариант окончания 'дела 'ЮКОСа'', который ранее казался маловероятным: акции 'ЮКОСа', которыми владели основатель компании Михаил Б. Ходорковский и его деловой партнер Платон Л. Лебедев, в случае их осуждения могут оказаться в руках государства.
В прошлом году оба они были арестованы в результате расследования, которое, как многие считают, было инициировано Кремлем, и с тех пор находятся в тюрьме в ожидании суда.
Первое предварительное слушание по уголовному делу г-на Лебедева состоялось в четверг. Если он будет осужден, его собственность, в том числе и акции 'ЮКОСА', по мнению аналитиков, специализирующихся на проблемах нефтяной промышленности, адвокатов 'ЮКОСа' и официальных лиц США, отслеживающих ход дела, могут быть конфискованы в пользу государства. Большинство наблюдателей рассматривают суд над г-ном Лебедевым как прелюдию к процессу самого г-на Ходорковского, начало которого ожидается в июне или июле.
'Здравый смысл подсказывает, что государство заберет только акции Ходорковского и Лебедева', но не других главных акционеров 'ЮКОСа', которые те держат через холдинговую компанию 'Группа Менатеп' - инвестиционную фирму г-на Ходорковского, утверждает Пол Коллисон, эксперт по проблемам энергетики московского отделения 'Ю Би Эс Брансвик'.
'По крайней мере, значительная доля акций 'Менатепа' перейдет к государству - об этом можно с уверенностью говорить уже сейчас, - добавил г-н Коллисон. - Вопрос в том, что будет дальше. Выставит ли государство на тендер те акции, что оно вернет себе? Или они останутся в трастовом управлении государства? А может быть, их продадут другой российской нефтяной компании?'
На момент ареста г-на Ходорковского в октябре прошлого года стоимость его пакета в 'ЮКОСе' составляла 7,8 миллиардов долларов, а с тех пор она увеличилась до 15 миллиардов. Г-н Лебедев занимает четвертое место среди крупнейших акционеров 'ЮКОСа': по данным журнала 'Форбс', его акции оцениваются в 1,8 миллиарда долларов.
По мнению многих экспертов, Кремль хочет превратить дело г-на Ходорковского в 'наглядный пример' для других 'олигархов', которые, в ходе приватизации 1990х, приобретали собственность за бесценок на государственных аукционах. На этой неделе московский суд аннулировал спорную сделку между государством и г-ном Лебедевым о приватизации 'Апатита' - крупного завода по производству удобрений - заключенную в 1994 г. Обвинения, связанные с приватизацией 'Апатита', занимают центральное место в деле, возбужденном российской прокуратурой против Лебедева и Ходорковского.
'Такое решение суда позволяет предположить, что государство не ослабит усилий по превращению главных акционеров 'ЮКОСа' в наглядный пример для других, а в потенциале и их отстранения от этого чрезвычайно прибыльного и мощного бизнеса, - говорит Стивен Дашевский, эксперт 'Эйтон банка' по нефтяной промышленности. - Похоже, скандал вокруг этой компании и ее акционеров еще далек от завершения'.
Российские прокуроры использует юридическую тактику, несколько напоминающую американские 'статуты РИКО'. Этот закон, первоначально направленный против организованной преступности', позднее использовался в делах по финансовым аферам, и такие процессы заканчивались суровыми приговорами и конфискацией имущества.
Генеральная прокуратура обвиняет господ Лебедева и Ходорковского в мошенничестве, хищениях и уклонении от налогов, причем совершенных в составе 'организованной преступной группировки'.
Если г-на Лебедева осудят в индивидуальном порядке, ему грозит не более трех лет заключения. Однако, осужденный в качестве участника 'организованной преступной группировки', он может провести в тюрьме до 10 лет, а все его имущество, в том числе и акции 'ЮКОСа', вероятно, будет конфисковано в пользу государства.
Другим возможным исходом процесса может стать соглашение о признании подсудимым своей вины, как это случилось в деле другого акционера 'ЮКОСа' Василия Шахновского. Г-н Шахновский получил год условно за уклонение от налогов, предварительно выплатив причитающиеся налоги и штраф. Мало кто в России предполагает, что подсудимых могут оправдать, разве что прокуратура очень слабо подготовит обвинение.
По словам инвесторов, они будут полностью удовлетворены, если государство перепродаст акции 'ЮКОСа' представителям частного сектора.
Однако во многих странах с развивающейся рыночной экономикой государство сохраняет в своих руках крупные доли собственности в энергетических компаниях, даже если их акции выставляются на публичные торги: примером тому являются 'Петро Чайна' и 'Си Эн О О Си' в Китае, 'Петробрас' в Бразилии или российский газовый монополист 'Газпром'.
'Раньше государство уже владело 'ЮКОСом', - отмечает Джеймс Фенкнер, заместитель директора брокерской фирмы 'Тройка Диалог' по исследовательской работе. - Почему же оно не может снова владеть частью его акций?'
Но если государство передаст акции 'ЮКОСа' одному из его конкурентов, например нефтяной компании 'Роснефть', которая, как считается, проявляет лояльность к Кремлю, или тому же 'Газпрому', это, как утверждают аналитики, отпугнет иностранных инвесторов и создаст неразбериху в вопросах о собственности в ходе второго президентского срока Владимира В. Путина.
По словам официальных представителей США, они обеспокоены последствиями ареста г-на Ходорковского, который реанимировал опасения, что государственная собственность, приватизированная после распада СССР в 1991 г., подвергнется ренационализации.
Именно в ходе зачастую сомнительных приватизационных сделок в России появились такие магнаты, как г-н Ходорковский: простые россияне, 20% из которых живут в бедности, относятся к ним с нескрываемым презрением. Г-н Путин отвергает все утверждения о пересмотре результатов приватизации.
'Нас интересует, что происходит здесь в сфере бизнеса с точки зрения иностранных инвесторов, - заявил в ходе визита в Москву, состоявшегося на прошлой неделе, Бен Чандлер, конгрессмен-демократ от штата Массачусетс. - Мы заинтересованы в публичном разбирательстве по таким делам, как дело г-на Ходорковского, надеясь, что процессы будут честными, а обвиняемые получат возможность защищаться. Это имеет важнейшее значение для развития демократических свобод в России - свобод, которые обеспечат новый приток капиталов'.
Впрочем, из-за сложной структуры 'Менатепа' выяснить, кто чем владеет в 'ЮКОСе' будет непросто. Перед неудачной попыткой слияния с конкурирующей компанией 'Сибнефть' - процесс аннулирования сделки до сих пор не закончен - г-ну Ходорковскому непосредственно принадлежали примерно 4% акций 'ЮКОСа', а еще 22% находились в его единоличном трастовом управлении. Этими акциями он владел через 'Менатеп'.
В 2002 г. 'Менатеп' объявил, что его главными акционерами являются г-н Ходорковский, которому принадлежат 9,5 % акций, и его ближайшие помощники - Леонид Невзлин (8%), г-н Лебедев (7%), Владимир Дубов (7%), Михаил Брудно (7%) и г-н Шахновский (4,5%). Еще 50% акций находятся в трастовом управлении. До распыления акций в связи со слиянием с 'Сибнефтью' крупнейшие акционеры владели 53,7% авуаров 'ЮКОСа'.
Однако в начале этого года 'Менатеп' передал свои холдинговые структуры восьми оффшорным трастовым компаниям, и при этом не указывалось, каким конкретным лицам в коечном итоге достались акции. Из шести главных акционеров 'ЮКОСа' двое сидят в тюрьме, трое предпочли отправиться в изгнание из опасений перед уголовным преследованием, а шестой - г-н Шахновский - уже был осужден.