Несмотря на то, что глава российского государства, во время встречи с Е.Мори заявил о готовности решить проблему 'северных территорий', еще рано говорить о появлении конкретного варианта решения проблемы.
Неоднозначно воспринимается [экспертами] и заявление президента России, о том, что Россия и Япония должны решить территориальную проблему способами приемлемыми для обеих сторон. Специалисты по российско-японским отношениям утверждают, что '[спорные] территории не будут переданы Японии, даже если на поиски решения, приемлемого для обеих стран потребуется сто лет'. А состоявшаяся встреча [Е.Мори и президента РФ], по их мнению, не имеет принципиального значения для решения территориальной проблемы. Таким образом, появляются сомнения относительно того, что японская сторона достигла своей цели, которая заключалась в том, чтобы посредством данной встречи и заседания российско-японского 'совета мудрецов', заложить основу решения территориальной проблемы.
На заседании 'совета мудрецов' японская делегация четко заявила о необходимости решения проблемы спорных территорий. Российская сторона повторно высказалась о приоритетности укрепления доверия между народами России и Японии путем расширения сотрудничества в образовательной, гуманитарной и других сферах.
Эксперты по российской политике, отмечают очевидность того, что российская сторона стремится направить дискуссию в русло гуманитарного и экономического сотрудничества. Их наибольшие опасения связаны в первую очередь с распространяющимся в России ошибочным мнением о том, что для Японии строительство нефтепровода из Восточной Сибири является более важным чем, 'северные территории'.
При этом 'совет мудрецов' будет лишь способствовать распространению этого заблуждения.
И более того, есть немало аналитиков, полагающих, что правительство Коидзуми не проявляет должного рвения к решению территориального вопроса. Определенные сомнения высказываются и относительно политических способностей Е.Мори.