Соединенные Штаты продолжают поддерживать реформу банковского сектора России, которая имеет важнейшее значение для проведения экономических реформ в целом и достижения долгосрочных экономических целей России, заявил 15 апреля заместитель министра финансов США по международным делам Джон Б. Тэйлор (John B. Taylor).
Диверсификация - 'единственный реальный путь к достижению амбиционной цели президента Путина удвоить ВВП [валовой внутренний продукт] России за десять лет', заявил Тэйлор. Для этого необходим 'оживленный частный банковский сектор, конкурентоспособный на международной арене'.
Ускорение реформы банковского сектора позволит российским банкам 'воспользоваться возможностями, которые предоставляет быстрое развитие российской экономики', отметил он, выступая на конференции об инвестиционных возможностях в российской банковской сфере, состоявшейся в Нью-Йорке.
'Пока иностранные банки ограничивают свое присутствие на российском рынке, а многие российские банки полностью упускают возможности, связанные с недавним бумом. Крупные корпорации сегодня ищут финансирование за рубежом'.
Отметив 'взрывное' развитие новых банковских услуг за последние два года, в том числе потребительского кредитования и ипотеки, Тэйлор заметил: 'Иностранные и российские банки движутся вперед, и, при наличии необходимой политической базы, способны сделать еще больше'.
'Банковский диалог 'США - Россия'' функционирует 'весьма успешно' с того момента, как российский президент Владимир Путин и президент Буш основали его в ноябре 2001 г., сказал он. Среди крупных достижений можно отметить недавнее принятие в России законодательства о страховании вкладов и изменение 'философии' Центрального банка России в области надзора.
Однако некоторые рекомендации, в том числе и об ускорении реформы в области бухгалтерской отчетности и приватизации, 'еще предстоит выполнить', - отметил Тэйлор.
По его словам, Соединенные Штаты продолжают поддерживать реформу и развитие банковского сектора по целому ряду направлений:
- поддерживая формирование новых финансовых рынков и продуктов
- сосредоточивая внимание на увеличении кредитования малого бизнеса, а также программ, помогающих банкам выходить на этот рынок, и
- добиваясь равного доступа американских и других иностранных банков на российский рынок в рамках переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). 'Россия может использовать вступление в ВТО в качестве важного сигнала для иностранных инвесторов', - сказал Тэйлор.
'Соединенные Штаты надеются сделать больше. Продолжение прямых контактов с нашими партнерами в правительстве России в сочетании с передачей опыта частному сектору. . . остается важным элементом нашего подхода', - подчеркнул он.
В своем заключительном слове Тэйлор назвал начало второго президентского срока Путина 'фундаментальным поворотным моментом в экономическом развитии России'.
'Пока неясно, пойдет ли оно в направлении усиления диверсификации экономики, конкуренции и свободного рынка, хотя заявления президента Путина о снижении ставок налогообложения и создании стабильного инвестиционного климата звучат весьма многообещающе', - заявил Тэйлор.
Ниже приводится текст его выступления:
Министерство финансов США
Управление по связям с общественностью
Вашингтон, 15 апреля 2004 г.
'БАНКОВСКИЙ ДИАЛОГ 'США-РОССИЯ'': ДВА ГОДА СПУСТЯ
Джон Б. Тэйлор
Заместитель министра финансов США по международным делам
Выступление на конференции об инвестиционных возможностях в банковской сфере России.
Отель 'Уолдорф-Астория', Нью-Йорк
Я хочу поблагодарить Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг (Financial Services Volunteer Corps / ДКФУ), 'Rusratings' и Региональную ассоциацию российских банков за организацию этой превосходной конференции и за то, что они пригласили меня принять в ней участие. В своем выступлении я хотел бы сосредоточить внимание на успехе 'Банковского диалога 'США-Россия'', и о том, каким образом Соединенные Штаты могут продолжать поддержку реформ и тем самым способствовать инвестициям в российский банковский сектор. 'Банковский диалог' - элемент новых экономических отношений между Соединенными Штатами и Россией, и я хотел бы для начала сказать несколько слов о месте, которое занимает 'Банковский диалог' в этих новых отношениях.
Изменение характера экономических отношений между США и Россией
На этой неделе истекают два года с того момента, как я отправился в Москву для встречи с руководителями 'Банковского диалога 'США-Россия'', решавшими, какие реформы им следует порекомендовать президентам Путину и Бушу на предстоящем саммите в мае 2002 года. 'Банковский диалог' был основан двумя президентами всего несколько месяцев назад, на встрече в Кроуфорде (штат Техас) в ноябре 2001 г. Они поручили группе во главе с представителями частного сектора разработать четкие, конкретные рекомендации по банковской реформе к майскому саммиту 2002 г.
Необходимо подчеркнуть, что создание 'Банковского диалога' являлось элементом более масштабных усилий по расширению и изменению экономических отношений между Соединенными Штатами и Россией. В 1990х гг. характер этих отношений определялся в основном масштабными заимствованиями на Западе. Только Международный валютный фонд выдал России займов на 20 с лишним миллиардов долларов. Однако в 2001 г. эта картина начала меняться.
В течение года официальные представители финансовых ведомств России на форумах вроде встреч 'Большой восьмерки' все настойчивее подчеркивали, что выплатят государственную задолженность полностью и в срок, и Россия осуществляла платежи МВФ даже с опережением графика. Это резко контрастировало с масштабным заимствованием, дефолтом, и периодическими угрозами о невыплате долгов периода 1990х.
Наши экономические контакты с Россией в 2001 г. одновременно отражали это новое положение вещей и способствовали его возникновению. Представители министерств финансов и торговли США часто совершали поездки в Россию. Кстати, поездка двухлетней давности стала третьим моим визитом в страну на протяжении одного года, а наш атташе по финансовым вопросам вынужден был работать сверхурочно. Нашей целью был поиск новых путей взаимодействия и сотрудничества между Россией и США по экономическим вопросам. Мы делали особый упор на проблемы частного сектора. Результатом этих усилий стал 'Банковский диалог 'США-Россия''. Конечно, это был не единственный их результат. Диалог о вступлении России во Всемирную торговую организацию, о наших отношениях в энергетической сфере, о борьбе с финансированием терроризма - еще одним приоритетным вопросом с точки зрения министерства финансов - все это тоже являлось составной частью новых экономических отношений. Тот факт, что в сфере задолженности Россия предпринимала шаги, призванные превратить ее в серьезного игрока на мировой экономической арене, способствовал продвижению этих отношений в весьма позитивном направлении.
Успехи 'Банковского диалога' и банковской реформы
С нашей точки зрения 'Банковский диалог' действовал весьма успешно. Как вы знаете, благодаря самоотверженной работе многих людей в мае 2002 г. в Москве президентам Бушу и Путину, в соответствии с их поручением, были представлены рекомендации.
Это были хорошие рекомендации - четкие и конкретные. В них внимание сосредоточивалось на четырех основных сферах: 1) укреплении доверия к финансовой системе и снижении рисков; 2) создании конкурентоспособной банковской системы; 3) расширении доступа экономики к кредитам, в том числе долгосрочным; и 4) вопросах, связанных с малыми и средними предприятиями.
'Банковскому диалогу' посчастливилось, что в его работе участвовал Андрей Козлов, занимавшийся тогда в ДКФУ программами, способствовавшими привлечению в Россию американских экспертов по банковскому делу. Конечно, 'Банковский диалог' был бы невозможен без добровольного участия банкиров из России, США и других стран: некоторые из них сегодня присутствуют в этом зале.
Время для создания 'Банковского диалога' также было выбрано на редкость удачно. В марте 2002 г. Дума, по представлению президента Путина, назначила новое реформаторское руководство Центрального банка России во главе с Сергеем Игнатьевым; в этой команде был и Андрей Козлов. Благодаря их усилиям, несмотря на сопротивление реформам, в нескольких ключевых областях удалось добиться прогресса.
Позвольте сперва остановиться на некоторых из этих достижений.
Страхование вкладов
Недавнее принятие законодательства о страховании вкладов является крупным достижением и важнейшим первым шагом на пути модернизации российского банковского сектора. Кроме того, оно имеет ключевое значение для достижения первой цели, поставленной в рекомендациях 'Банковского диалога': укрепления доверия и снижения рисков.
Мы согласны со словами вице-губернатора Козлова о том, что воплощение в жизнь закона о страховании вкладов - это ключ к укреплению банковской системы. Рост уверенности вкладчиков позволит перевести сбережения, хранящиеся 'под подушкой' - а их сумма, возможно, составляет до 50 миллиардов долларов - в сферу действия официального финансового сектора: эти деньги можно будет использовать для новых кредитов и усиления экономического роста. Чтобы обеспечить безопасность операций фонда страхования вкладов, необходимо допускать к этой деятельности только те банки, что отвечают жестким и конкретным критериям. Российские банки должны осознать преимущества, связанные со страхованием вкладов, и поддержать установление жестких требований для допуска в эту систему. Министерство финансов США имеет в Москве постоянного советника, помогающего создавать агентство по страхованию вкладов.
Новый подход к надзору
Столь же важное значение имеет и более широкое, более фундаментальное изменение 'философии' Центрального банка России в области надзора. Он намерен создать современную, устремленную в будущее систему банковского надзора, в соответствии с лучшими международными образцами. Среди примеров этого нового подхода - более широкие консультации с коммерческими банками при разработке правил, введение системы банковского рейтинга по образцу 'CAMEL', и использование качественных критериев при принятии решений о рисках и надежности банков. Это также полностью соответствует духу рекомендаций 'Банковского диалога'. Подобные изменения, в отличие от принятия важных законов, не попадают в заголовки газет, но, в сочетании с осуществлением других реформ, они окажут основополагающее позитивное воздействие на формирование здоровой и активной банковской системы.
Это важные достижения, но, в то же время, некоторые пункты рекомендаций 'Банковского диалога' еще предстоит выполнить.
Реформа бухгалтерской отчетности
Один из вопросов, вызывающих беспокойство - задержка с введением современных стандартов бухгалтерской отчетности. Продвижение российских банков в направлении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеет важное значение с точки зрения совершенствования управления и прозрачности. Что касается российских банков, то это позволит им приобрести большее доверие со стороны потенциальных зарубежных клиентов, и даст банковским менеджерам дополнительный инструмент для понимания своих операций и принятия стратегических решений. Мы понимаем, что перемены требуют времени. Однако российским властям следует избегать дальнейших проволочек и придерживаться согласованного графика.
Приватизация
Другой вопрос, вызывающий беспокойство - это отсутствие прогресса в области приватизации государственных банков. России нужна мощная система частных коммерческих банков.
Государственные банки, в общем и целом, не принимают решений о кредитовании на рыночных условиях, и создают для частных банков неравные правила игры. Пока Россия не примет принципиального решения о сокращении роли государственных банков в финансовой системе, у нее не будет эффективного, нацеленного на рост механизма по посредническому обслуживанию сбережений. К сожалению, правительство пока не выполнило своих обязательств по приватизации в рамках общей стратегии банковской реформы.
Что касается приватизации 'Внешторгбанка', то решение о продаже пакетов акций банка ЕБРР и МФК является правильным. ЕБРР и МФК помогут обеспечить соответствие международным стандартам последующей операции по продаже акций стратегическому частному инвестору.
В отношении Сбербанка решение отграничить государственные гарантии и включить банк в систему страхования вкладов к концу 2005 г. - это шаг в правильном направлении. Учитывая, что доля Сбербанка на рынке индивидуальных депозитов составляет 65%, и обнаруживает тенденцию к сокращению, время для этого выбрано правильно. Следующим шагом должна стать разработка правительством более детальной стратегии и графика приватизации банка.
Потенциальные возможности в банковском секторе
Ускорение реформы способствовало бы созданию обстановки, при которой российские банки смогли бы воспользоваться возможностями, которые предоставляет быстрое развитие российской экономики. Пока иностранные банки ограничивают свое присутствие на российском рынке, а многие российские банки полностью упускают возможности, связанные с недавним бумом. Крупные корпорации сегодня ищут финансирование за рубежом.
Уровень заимствований по сравнению с ВВП составляет менее 20%, намного ниже, чем в более передовых странах с переходной экономикой и на главных развивающихся рынках. В странах Центральной Европы, продвинувшихся дальше по пути реформ, объем заимствований по сравнению с ВВП в среднем составляет примерно 35%, в Соединенных Штатах он примерно равен 75%, в Германии - 130%.
За последние два года имел место 'взрывной' рост в области новых банковских услуг, в том числе потребительского кредитования и ипотеки. Иностранные и российские банки движутся вперед, и, при наличии необходимой политической базы, способны сделать еще больше. Для российских, американских и других иностранных банков открываются новые возможности по работе с клиентами за пределами сырьевого сектора, не имеющими доступа к международным рынкам капитала или 'карманных' банков.
Дальнейшее развитие банковской инфраструктуры, например, межбанковского рынка и объединенных рынков услуг на местах, позволит банкам лучше использовать эти возможности. Это потребует от самих банков внедрения стандартов корпоративного управления и прозрачности, соответствующих лучшим мировым образцам.
Приоритеты политики США и поддержка реформы
Соединенные Штаты продолжают поддерживать реформу и развитие банковского сектора по целому ряду направлений:
Во-первых, Соединенные Штаты добиваются одинаковых правил игры и равного доступа американских и других иностранных банков на российский рынок в рамках переговоров о вступлении России в ВТО. Лишь в ходе конкуренции с иностранными банками - которые приносят с собой самые передовые технологии и практический опыт - российские банки смогут реализовать свой потенциал. Россия может использовать переговоры о вступлении в ВТО в качестве важного сигнала для иностранных инвесторов и поощрения конкуренции, приняв обязательство разрешить иностранным банкам создание филиалов в России и позволив уже действующим в России иностранным банкам на равных конкурировать с российскими банками. Это, как минимум, требует того, чтобы Россия не устанавливала ограничений на равноправное участие иностранцев в деятельности этого сектора.
Во-вторых, Соединенные Штаты поддерживают формирование новых финансовых рынков и продуктов. Последние данные о росте кредитования физических лиц и ипотеки, а также лизинга, выглядят обнадеживающе. На наш взгляд, ипотечный филиал Американо-российского инвестиционного фонда, 'Дельта Капитал', играет ведущую роль на российском ипотечном рынке, предоставив кредиты на общую сумму в 100 с лишним миллионов долларов напрямую или через банки-партнеры. Несомненно, этот успех вдохновляет других российских конкурентов. Кроме того, Соединенные Штаты твердо выступают в поддержку проектов ЕБРР и МФК, способствующих поощрению конкуренции путем кредитования или инвестиций в акции региональных российских банков, лучше всего способных обеспечить новыми финансовые услугами те регионы и сектора бизнеса, где в них ощущается недостаток.
В третьих, мы продолжаем сосредоточивать внимание на увеличении кредитования малого бизнеса, а также программ, помогающих банкам выходить на этот рынок. Правительство Соединенных Штатов внесло 40 миллионов долларов в созданный ЕБРР Фонд российского малого бизнеса, создавшего один крупный банк для обслуживания малого бизнеса - 'КМБ банк' - и сотрудничает с другими банками в разработке 'портфелей' для малого бизнеса. По словам министра финансов Кудрина, 'Фонду российского малого бизнеса ЕБРР удалось увеличить возможности банков по кредитованию малого и микробизнеса, что имеет огромное значение для роста в секторе малых и средних предприятий'. В целом в рамках программы предприятия малого бизнеса из 128 городов России получили более 180000 кредитов на общую сумму в 1,6 миллиарда долларов.
Следующие шаги со стороны США
Соединенные Штаты надеются сделать больше. Продолжение прямых контактов с нашими партнерами в правительстве России в сочетании с передачей опыта частному сектору через такие организации как ДКФУ остается важным элементом нашего подхода. В развитие нашей поддержки ипотечного кредитования мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией в формировании рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными. В этой области Соединенные Штаты способны оказать большую помощь, и представители министерств жилищного и городского строительства, финансов и госдепартамента ведут активные дискуссии с соответствующими российскими органами - государственным ведомством по жилищному строительству, министерством финансов, Центробанком и комиссией по ценным бумагам.
Кроме того, 'Банковский диалог 'США-Россия'' работает над воплощением собственных рекомендаций, требующих непосредственного взаимодействия между российским и международным финансовым сообществом. Конкретнее, Соединенные Штаты заинтересованы в расширении обменов между финансовыми сообществами наших двух стран за счет поддержки программы интернатуры ДКФУ через ее соглашения с Агентством международного развития США и, в потенциале, программой SABIT министерства торговли. Следующий раунд интернатуры ДКФУ начинается этим летом, и мы гордимся, что участвуем в этой программе.
Заключение
Проверкой серьезности обещаний российского правительства распространить преимущества роста на широкие круги российского народа станет и характер реформы банковского сектора.
Начало второго президентского срока Путина вполне может стать фундаментальным поворотным моментом в экономическом развитии России. Пока неясно, пойдет ли оно в направлении усиления диверсификации экономики, конкуренции и свободного рынка, хотя заявления президента Путина о снижении ставок налогообложения и создании стабильного инвестиционного климата звучат весьма многообещающе.
Диверсификация - в ходе которой вокруг прежней советской промышленной базы и новых энергетических концернов вырастут новые предприятия, относящиеся к новым секторам - единственный реальный путь к достижению амбиционной цели президента Путина удвоить ВВП России за десять лет. Любые попытки осуществить задачу экономической диверсификации под руководством государства будут менее эффективными, недостаточными, а в конечном итоге - и неудачными.
Таким образом, формирование оживленного частного банковского сектора, обладающего конкурентоспособностью на международной арене, имеет важнейшее значение для развития реформ в целом. Продолжение нашего взаимодействия с Россией в области банковской реформы свидетельствует о силе нашей убежденности в этом.