Целая серия решений и действий, предпринятых президентом Бушем за последние несколько часов, позволяет предположить наличие у главы Белого Дома определенной нервозности, которая может оказаться прелюдией к чему-нибудь куда более серьезному.
Ухудшение военной обстановки в Ираке, где в конце прошлой недели погибли 10 американских десантников, а мятежники держат в качестве заложника одного из американских солдат - похоже, не станет для Буша предлогом для проведения здравого анализа, а, скорее, подтолкнет его к эскалации войны и применению более серьезных репрессивных и антиповстанческих мер против иракского населения.
Некоторые представители Белого Дома не стали скрывать, что серьезным ударом для Буша стало решение нового главы испанского правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) вывести в ближайшее время из Ирака контингент испанских военных (1300 солдат). Еще до принятия подобного решения Сапатеро заявил, что иракский конфликт носит несправедливый и незаконный характер. Буш сделал один из своих знаменитых звонков и в разговоре с Сапатеро выразил свое разочарование столь категорично сделанным заявлением. Президент США изъявил пожелание, чтобы будущие заявления не давали никакой надежды 'террористам' и 'врагам свободы' Ирака. Однако, вряд ли те, кто оказывается сопротивление многонациональной интервенции, подходят под подобное определение. С другой стороны, действуя насильственным путем так же не возможно прийти к установлению мира.
Как бы то ни было, одной из основных ошибок Буша является нежелание понять, что единственный способ достижения демократии и свободы на территории древней Месопотамии - проведение мирной конференции в рамках ООН и вывод войск из страны. В конечном итоге, американцы сумели достичь одной из своих основных целей: свергнуть Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и убедиться, что в стране отсутствует оружие массового поражения, угрожающее безопасности всего мира.
Для повстанцев, в свою очередь, важен не столько вывод из Ирака испанских военных, сколько растущее число потерь в рядах американской армии. Количество погибших уже превысило психологическую отметку 700 человек: это привело к деморализации американского контингента, чему также способствовало и заявление Вашингтона о продлении пребывания в Ираке резервистов, рассчитывавших находиться там всего лишь несколько месяцев. Следующим шагом в этой череде нервозных решений стало назначение послом Соединенных Штатов в Ираке персонажа с непростой карьерой: Джона Димитрия Негропонте (John Dimitri Negroponte), который является не просто дипломатом, но и признанным специалистом по борьбе с повстанцами.
Негропонте считается создателем армии наемников 'контрас', состоявшей на содержании у Рональда Рейгана (Ronald Reagan), нелегально использовавшего ее в 80-ых годах для агрессии против Никарагуа. В качестве посла в Гондурасе Негропонте обвинялся в серьезных нарушениях прав человека и преследованиях гондурасских повстанцев и солдат сандинисткого движения, захваченных в плен упомянутыми наемниками. Присутствие в Ираке указанной фигуры говорит о том, что правительство Джорджа Буша намерено пойти на эскалацию конфликта, создавая репрессивные команды, в задачи которых будет входить уничтожение самой базы зарождения иракского повстанческого движения.
Подобные завуалированные меры, подразумевающие устранение оппозиционных лидеров и политических противников уже безуспешно применялись во Вьетнаме. Более того, те же самые 'контрас' потерпели в Никарагуа военное поражение, потому как падение режима сандинистов произошло политическим путем.
Буш принял решение об увеличении на 20 тысяч человек численности оккупационных войск. Однако, вряд ли подобные меры приведут к важным стратегическим последствиям, потому как он по-прежнему намерен 30 июня выйти из Ирака, 'оставив успокоившуюся страну, где будет править дружественное правительство'. Добиться этого будет совсем не просто: должно быть, в этом и заключается причина нервозности господина Буша.