ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. - Россия сняла свои возражения против предложения провести расследование по скандальной программе ООН в Ираке "Нефть в обмен на продовольствие". Таким образом устранено препятствие с пути Пола А. Волкера (Paul A. Volcker), бывшего председателя Федеральной резервной системы (США - пер.), и в среду он займет пост председателя комиссии по расследованию.
Обвинения в коррупции и проведении инсайдерных операций наносят серьезный удар по репутации Организации Объединенных наций как раз тогда, когда она собирается принять на себя главную роль в урегулировании в Ираке с 30 июля, оказании помощи этой стране в разработке конституции и проведении выборов.
Критики ООН говорят, что после таких обвинений встает вопрос о том, действительно ли эта организация готова принять на себя такую ответственность; кроме того, возникали некоторые сомнения в том, что Генеральный секретарь Кофи Аннан хочет по-настоящему тщательного расследования.
В пошлом месяце Счетная палата США (General Accounting Office) опубликовала отчет, согласно которому с 1997 по 2002 годы правительство Саддама Хусейна положило себе в карман более 10 миллиардов долларов, вырученных от продажи нефти по этой программе.
В феврале сама ООН была обвинена в том, что и ее сотрудники наживались на этой программе, когда в результате обнародования документов бывших государственных ведомств Ирака всплыло имя Бенона В. Севана (Benon V. Sevan), чиновника из ООН, возглавлявшего программу "Нефть в обмен на продовольствие". По этим документам, он якобы сам получал часть доходов от нефти. Севан отверг эти обвинения в специальном письменном заявлении.
Во вторник в программе 'Эй-Би-Си Ньюз' прошло сообщение, что из Министерства нефти Ирака было получено письмо, в котором говорилось, что господин Сеян давал иракским властям указания относительно того, через какую компанию должны проходить его собственные операции с нефтью, стоимость которых оценивается цифрой 3,5 миллиона долларов. Как сообщила 'Эй-Би-Си', еще двое лиц, 'высокопоставленные должностные лица ООН", подозревались в получении 'взяток на многие миллионы долларов'.
В ответ на эти сообщения представитель Организации Объединенных наций Стефан Дюжаррик (Stephane Dujarric) сказал вечером во вторник, что 'расследование обвинений против любых должностных лиц ООН является одним из самых важных аспектов расследования".
Официально это расследование начинается в среду формальным назначением в состав комиссии 67-летнего Волкера, 50-летнего Марка Пита (Mark Pieth), профессора юриспруденции из Швейцарии, имеющего большой опыт расследования отмывания денег и экономических преступлений, и 65-летнего Ричарда Дж. Голдстона (Richard J. Goldstone), судьи из ЮАР, который был прокурором Международного трибунала по бывшей Югославии.
Их назначили на соответствующие должности в конце прошлой недели, но в пятницу процесс был приостановлен из-за того, что Россия отказалась облекать политическую поддержку, которой требовал Волкер для того, чтобы начать работу, в форму резолюции Совета Безопасности. Остальные члены Совета Безопасности, обладающие правом вето - Великобритания, Китай, Франция и Соединенные Штаты - заявили, что принимают проект резолюции.
На выходных в дело вмешался господин Аннан. Он поговорил по телефону с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, который до прошлого месяца работал послом России при Организации Объединенных наций. В понедельник Россия отозвала свои возражения, и следующее голосование по резолюции намечено на среду.
Впервые о скандале заговорили еще в январе, когда в одной из багдадских газет был опубликован список известных людей, получавших, по ее сведениям, деньги от программы "Нефть в обмен на продовольствие". В своем заявлении Москва отвергла любые обвинения граждан России в каких-либо махинациях.
Совет Безопасности начал программу "Нефть в обмен на продовольствие" в декабре 1996 года для того, чтобы Ирак, находившийся в режиме международных санкций после войны 1991 года в Персидском заливе, мог продавать некоторое количество нефти, и воздействие санкций не было бы таким губительным для его народа. Деньги, вырученные от экспорта нефти, должны были идти на закупку продуктов питания и других товаров, однако программа вылилась в засилье фаворитизма и взяточничества с систематической нелегальной переправкой нефти, занижением реально проданного ее количества и завышением портовых сборов.