Минск. Рейс Москва - Минск имеет номер 1983, который ему полностью подходит. Самолет Ту-134, летающий по этому маршруту каждый день, может играть роль машины времени, уносящей пассажиров назад в тот год, когда оба города были городами Советского Союза, не испытавшего еще ни гласности, ни перестройки.
Флаг, развевающийся над зданием белорусского парламента в Минске, представляет собой такое же красное с зеленым полотнище, которое было в советские времена. На нем отсутствуют только серп и молот. Перед зданием стоит памятник Ленину.
Восстановление этих символов и запрет бело-красно-белого флага, с которым ассоциируется независимость Белоруссии со средних веков, были лишь первыми шагами президента Белоруссии Александра Лукашенко, направленными на воссоздание прежнего СССР. Через десять лет после его прихода к власти страна стала похожа на музей, на место, где "холодная война" никогда не заканчивалась, а Советский Союз никогда не распадался.
Белорусская культура во время правления г-на Лукашенко была практически подавлена, русский язык продвигался как основной язык страны, которая находится сейчас в медленном процессе воссоединения со своим огромным восточным соседом. Белоруссия, возможно, в следующем году даже сделает российский рубль своей официальной валютой.
И, как будто бы обозначая конец короткой демократической эпохи Белоруссии, г-н Лукашенко вернул Площади Независимости, на которой в 1996 году огромные толпы людей требовали его отставки, название, которое она имела в советские времена: Площадь Ленина.
Этот один из последних шагов в прошлое многие считают самым опасным. Г-н Лукашенко издал указ, согласно которому новая государственная идеология играет важную роль в сохранении стабильности, и призвал к возвращению в школы и на предприятия программ по изучению идеологии.
"Мы должны дойти до каждого гражданина. Мы должны сообщить людям, чего мы хотим добиться, и люди должны над этим подумать, - сказал президент парламенту в прошлом году. - Нынешний этап развития нашего общества и события, происходящие в ближнем и дальнем зарубежье, заставляют нас усиливать идеологическую работу в нашей стране".
Хотя он не объяснил конкретно, какой должна быть идеология, все знали, что он имеет в виду. Учебники, используемые в школах, составлены на основе речей и статей президента.
Средства массовой информации также были затронуты борьбой за идеологию. Все телевизионные каналы и радиостанции снова находятся под контролем государства, а те немногие независимые газеты, которые осмеливаются критиковать режим, одна за одной вынуждены уходить в подполье.
В прошлом году популярная Белорусская деловая газета была закрыта на три месяца после публикации ряда статей, которые были расценены как оскорбительные для президента, и теперь ей заказан доступ как в типографии, так и в государственные печатные киоски. Сейчас она печатается в России, в Смоленске, а затем контрабандно доставляется в Белоруссию. Напоминавшая выступления Кастро многочасовая речь г-на Лукашенко перед парламентом (в которой он объявил о своем намерении попытаться изменить конституцию, чтобы остаться у власти после завершения второго президентского срока) была полностью повторена государственными телеканалами и радиостанциями вечером и на следующий день.
"Они просто восстанавливают то, что существовало в Советском Союзе, превращая людей в зомби, - говорит Светлана Калинкина, главный редактор Белорусской деловой газеты. - Они говорят народу, что в Белоруссии все хорошо, а вот в Польше и в Прибалтике - плохо. А в Белоруссии у нас все хорошо только потому, что у нас есть Лукашенко. Это похоже на советские времена, когда люди искренне верили, что нет лучше страны, чем Советский Союз".
Г-н Лукашенко может возразить, что он делает то, что нужно народу. Бывший руководитель колхоза и поклонник Сталина был избран в 1994 году населением, уставшим от хаоса, наступившего после распада Советского Союза.
За этот период он построил уменьшенную копию старой советской экономической системы. Некоторые государственные компании были приватизированы, однако большая часть сельскохозяйственной продукции производится колхозами, давно исчезнувшими в других бывших советских республиках. Хотя в Минске и есть несколько ресторанов сети "McDonald's", улицы города пестрят символами коммунизма, лишь немного разбавленными рекламой в западном стиле.
Все это сопровождается восстановлением самых ужасных черт Советского Союза. Как и средства массовой информации, независимые профсоюзы и правозащитные организации подвергаются жесткому давлению государства. Немногие осмеливаются протестовать против властей, держащих под контролем все сферы жизни.
"В качестве главы государства нам достался человек с менталитетом колхозника. Он не слушает ничьих советов, потому что он считает страну своей собственностью, - говорит Ярослав Романчук, заместитель руководителя Объединенной гражданской партии, одной из главных оппозиционных организаций Белоруссии. - В результате мы являемся страной, которая замерзла в своем прошлом".