Настало, наконец, время разрешить публикацию книги 'Майн Кампф' Гитлера без купюр. Наша демократия достаточно сильна, чтобы не опасаться возврата к гитлеризму. Напротив, снятие запрета стало бы свидетельством политической зрелости.
Возражения против отмены цензуры известны. 'Майн Кампф' - подстрекательская книга. Автор проповедует расизм и особенно враждебность к евреям. Высказываются опасения, что лабильные личности, прежде всего молодежь, откликнутся на этот памфлет.
Демократическое общество Германии, однако, состоит не только из молодежи. У нас ее почти нет! Франк Ширрмахэр (Frank Schirrmacher) и другие показывают нам, что Германия стареет. Что же, более взрослые люди тоже беззащитны перед нацистским ядом? Значит, немцы снова могут попасть под власть гитлеризма? Маловероятно.
В то время как Жан Мари ле Пен во Франции в первом туре президентских выборов совсем на немного уступил Шираку, а правые популисты и прочие подонки в Бельгии, Скандинавии, Голландии, Северной Италии, России и Румынии почуяли поживу, национал-демократы и иже с ними довольствуются в Германии поддержкой на уровне тысячных долей. У немцев не больше иммунитета, чем у других, между прочим, тоже не приверженцев Гитлера. Такие демократии, как США, Великобритания, Швеция, - обходятся без запрета на 'Майн Кампф'. Почему же у нас, у немцев, так мало уверенности в своей демократичности? Разве мы все еще боимся коричневой бестии в извилинах нашего мозга?
Вернемся к нашей молодежи. Лабильная или нет, но совсем глупыми наших молодых людей не назовешь, несмотря на результаты 'Пизанского' тестирования (Международная программа проверки успеваемости учащихся). Во всяком случае, они могут пользоваться Интернетом. Если ввести слова 'Адольф Гитлер. Майн Кампф', то появится целый ряд адресов, откуда вы сможете бесплатно скачать всю книгу. Кто хочет, может одним нажатием клавиши сделать текст Гитлера своим собственным. И млад и стар, все, кто хочет приобрести оригинальное издание 'Майн Кампф', тут же получат поддержку антикварных и интернет-магазинов.
Таким образом, 'Майн Кампф' можно без проблем достать через Интернет.
Что же, книга опаснее? Нет. Если бы эта ненавистническая книга была бы столь же заразной, как в свое время, то она оказывала бы влияние и через названные каналы сбыта.
Снятие запрета с 'Майн Кампф' и признание ее книгой исторического характера могли бы сегодня содействовать росту политической зрелости.
Во время моей учебы в семидесятые годы я и мои однокурсники слышали такие же отговорки, как и сегодняшние студенты. 'Майн Кампф', якобы, нечитабельна; это не книга, а 'бред' политической бестолочи и психопата. Не намного отличаются здесь и читатели стандартной исторической литературы.
Так, например, биограф Гитлера Йоахим К. Фест (Joachim C. Fest) порицает грязный жаргон, 'солдатский душок', невротический чад, исходящий из этой книги, а также 'затянувшийся пубертатный период' автора, которому 'мир представляется в картинах спаривания, извращения, прелюбодеяния, осквернения, кровосмешения'. Из этого историк делает вывод, что произведение это 'неудовлетворительное и неудачное в литературном плане'. Это безусловно, так. Однако Адольф Гитлер не стремился создать литературное произведение.
Известный британский историк Ян Кершоу (Ian Kershaw), тщательно изучив книгу, приходит к изложенному в 2500-страничной биографии Гитлера заключению, что 'искать основные характерные черты политической программы Гитлера в 'Майн Кампф' бесполезно'.
Эта оценка неправильна, наивна и к тому же вредна. Целью Гитлера было составление политической программы и претворение ее в жизнь. При этом он слил воедино историю собственной жизни с историей Германии и преподнес себя как ее политический вождь: 'В течение длительных периодов жизни человечества. . . может случиться так, что политик соединится с прагматиком. Руководить - значит уметь приводить в движение массы. . . Воплощение теоретика, организатора и вождя в одном лице - это самое редкое, что можно найти на этой земле; такое соединение создает великого человека!' Гитлер не оставлял никаких сомнений в том, что таким вождем был он сам.
Важнейшей составной частью 'Майн Кампф' является 'расовый вопрос'. Гитлер считал его 'ключом к мировой истории'. Он проповедовал необузданный антисемитизм: '(Еврей) есть и останется вечным паразитом, бездельником, который, словно вредная бацилла, размножается все больше и больше, как только ему представится благоприятная питательная среда. . . Там, где она появляется, раньше или позже, основная нация погибает. Если еврей победит народы этого мира с помощью марксистской идеологии, его короной станет пляска смерти для человечества'.
Враждебное отношение к евреям Гитлер считал своей божественной миссий: 'Я верю, что действую в духе всемогущего создателя: борясь против еврейства, я борюсь за дело Господне'. Благодаря собственной паранойе в отношении к евреям, Гитлер вообразил, что Советский Союз находится в их руках. Он использовал это как движущую силу для завоевательной войны: 'Громадная империя на востоке созрела для крушения. Конец еврейскому господству в России станет концом России как государства', - писал Гитлер во втором томе своей книги, опубликованном в 1926 году. Первую часть ее он написал, находясь в заключении в крепости Ландсберг-ам-Лех в связи с участием в путче в ноябре 1923 года.
Ряд историков, начиная с британца Элана Буллока (Alan Bullock), считают Гитлера беспринципным оппортунистом. Он, якобы, просто воспользовался представившейся ему возможностью аккумулировать власть. Однако чтение 'Майн Кампф' приводит к противоположному выводу. Адольф Гитлер был убежденным преступником. Его книга была программой расовой ненависти и захватнической войны. Гитлер стремился воспользоваться оружием. Но не потому, что хотел восстановить равновесие, нарушенное капитулянтским миром Версаля.
Глава национал-социализма планировал войну против Франции лишь как промежуточную ступень к великим достижениям. 'Требование восстановления границ 1914 г. является политической бессмыслицей такого размаха и с такими последствиями, которые граничат с преступлением', - писал Гитлер. Нападение на соседнюю страну имеет смысл 'при условии, что Германия в уничтожении Франции, действительно, видит средство, чтобы затем в другом месте дать нашему народу возможность расширить свое жизненное пространство'.
Уничтожение Франции было низведено Гитлером до уровня простого средства. Конечной целью внешней политики Гитлера было 'жизненное пространство на востоке': 'Если в Европе стремятся получить землю, то это можно обеспечить, главным образом, только за счет России'.
До начала войны с Россией в июне 1941 года Гитлер проявил себя как умелый политик. Он вводил в заблуждение, лгал и часто выступал за мир, оставаясь при этом верным своим стратегическим целям, изложенным в 'Майн Кампф'. Находясь всего три дня на своем посту, 3 февраля 1933 года, в своем секретном обращении к руководству рейхсвера Гитлер раскрыл свои политические цели: 'Захват жизненного пространства на востоке и его беспощадная германизация'.
Кто прочел 'Майн Кампф', знает бесчеловечные взгляды и преступные цели Адольфа Гитлера. Ненависть к евреям и стремление в войне на истребление были неотъемлемыми составными частями его политического мышления и действий. Такие лозунги, как 'Евреи, сдохните!' или строфа 'Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра весь мир' были больше, чем пропагандистскими лозунгами, они были программой'.
Возможно, что в свое время многие не читали 'Майн Кампф', чтобы не развеять своих иллюзий относительно Гитлера. Мы не должны повторять эту ошибку. Правительство Баварии, владеющее правами на книгу Гитлера, должно воспользоваться ими, чтобы дать возможность гражданам, школьникам и студентам самим дать оценку нацизму. Давайте верить своим гражданам больше, чем книге Гитлера, - утешительная мысль в день 115-ой годовщины со дня рождения Гитлера.