Последние тенденции в области развития ядерных вооружений США и России служат напоминанием, что решения по этим вопросам, принимаемые бывшими противниками в Холодной войне, и сегодня занимают центральное место в борьбе с терроризмом и политике нераспространения оружия массового поражения.
Вопрос о ядерном потенциале российских вооруженных сил после терактов в Вашингтоне и Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. ушел на второй план, однако Россия по-прежнему обладает мощным ядерным арсеналом.
Более того, по некоторым данным, президент Владимир Путин, возможно, предпринимает шаги по наращиванию и модернизации ядерных сил страны.
Усилия администрации Буша по созданию ядерных бомб - 'истребителей бункеров', способных проникать глубоко под землю и уничтожать подземные убежища, скорее всего, приведут лишь к усилению этой тенденции.
Министерство энергетики США запросило 27,6 миллионов долларов на продолжение разработок по 'истребителям бункеров' в будущем году (в прошлом году эта сумма составляла всего 7,5 миллионов).
Если Россия начнет наращивать усилия в области ядерных вооружений, это обернется далеко идущими последствиями с точки зрения международной политики нераспространения оружия массового поражения и борьбы с терроризмом.
Прошедшие в феврале полномасштабные учения российских ядерных сил - формально, это была имитация реакции на атаку террористов, но скорее всего речь шла о подготовке к боевым действиям против Соединенных Штатов в духе Холодной войны - недвусмысленно свидетельствуют о том, что, Путин, возможно, проводит новую политику в этой области.
С технической точки зрения учения провалились. Два пуска баллистических ракет со стратегической ударной подлодки закончились неудачей. Тем не менее, значение этих маневров не стоит преуменьшать.
Холодная война, возможно, и закончилась, но Россия еще не вышла из гонки вооружений, и, по мнению некоторых аналитиков, при разработке стратегии по борьбе с распространением оружия массового поражения и терроризмом необходимо учитывать ядерный потенциал и амбиции России.
Старший научный сотрудник Фонда Карнеги по обеспечению мира во всем мире Роуз Готтемеллер (Rose Gottemoeller) недавно опубликовала в 'Arms Control Today' статью, где утверждала, что, организовав февральские учения, Путин достиг трех основных целей: напомнил охваченным ностальгией российским избирателям о былом могуществе СССР, продемонстрировал российским вооруженным силам, что он заботится о них и считает важным институтом страны, и показал международному сообществу, что Россия - слишком мощная держава, чтобы ее мнение можно было игнорировать.
Николай В. Злобин, старший научный сотрудник независимого Центра оборонной информации в Вашингтоне, отмечает, что Путин намеревается усилить ядерный потенциал России, насколько это возможно, и добавил, что за счет этого он сумеет приобрести существенное влияние на международной арене.
По словам Злобина, Путин понимает, насколько высоко ценится в мире военная мощь, и постарается в максимальной степени использовать свой 'ядерный козырь'.
Хотя члены Комиссии по расследованию терактов 11 сентября и другие наблюдатели утверждают, что правительство США уделяет слишком много внимания взаимодействию с Россией и противодействию ей, 'жесткая линия' Путина со всей очевидностью показывает, что игнорировать вторую крупнейшую ядерную державу мира нельзя.
Новый курс России может привести не только к 'традиционным' последствиям гонки вооружений: он может приобрести большое значение с точки зрения доступа к ядерным компонентам и технологиям.
'Думаю, нам необходимо срочно разработать новую концепцию нераспространения' - отмечает Злобин - 'После крушения СССР система начала разваливаться, и, по моему, мы утратили контроль над нераспространением'.
По мнению Злобина, новая политика США и России в этой области должна учитывать угрозу распространения оружия массового поражения, исходящую от других ядерных держав, 'стран-изгоев' и негосударственных структур, и предусматривать более тесное сотрудничество американских и российских властей.
'Сегодня нам необходимо переходить от уровня дипломатии к более глубокому военному и техническому сотрудничеству' - говорит Злобин.
По словам Злобина, процесс контроля над ядерным оружием и ограничения его распространения существенно облегчился бы, если бы США и Россия проявляли большую взаимную открытость в отношении своих программ разработки вооружений и даже приступили бы к обмену технологиями.
Если бы две страны сумели наладить тесное сотрудничество в борьбе с распространением ядерного оружия, они представляли бы собой куда более мощную силу в противостоянии 'странам-изгоям' и экстремистам, утверждает Злобин.
Злобин признает, что тесное военное сотрудничество между Россией и США нельзя назвать делом решенным. 'На мой взгляд, Россия проявляет большую готовность к сотрудничеству, чем Соединенные Штаты' - заметил он.
В то же время, по его мнению, существующее сотрудничество в области авиации и космоса является хорошим образцом, а первым шагом в нужном направлении могло бы стать сотрудничество двух стран в военно-промышленной сфере.
Налаживание сотрудничества с Россией, мягко говоря, не является приоритетным направлением политики США в области нераспространения.
Решение администрации Буша проявить 'мягкость' в отношении правительства Пакистана после того, как Абдул Кадир Хан (Abdul Qadeer Khan) - пакистанский ученый, работавший в военной сфере - признался, что руководил организацией, продававшей ядерные компоненты на международном 'черном рынке', встревожило Россию, чья территория находится в пределах досягаемости пакистанских ракет.
С другой стороны, Россия недовольна относительно жесткой позицией США в отношении ядерных амбиций Ирана - ведь она играет важную роль в осуществлении 'вполне законной', по словам Москвы, ядерной программы в этой стране.
Вне зависимости от их обоснованности, действия США в сфере нераспространения не слишком способствуют развитию сотрудничества с Россией.
Никто из серьезных наблюдателей не выступает за возврат к повышенному вниманию к любым проблемам, связанным с Россией, характерному для эпохи Холодной войны, но эта страна, обладающая обширными знаниями в области ядерных технологий, эффективными вооруженными силами, связями в ядерной сфере со странами, не имеющими близких отношений с Соединенными штатами, например Ираном, и сильной разведкой, может оказаться бесценным союзником в борьбе за то, чтобы оружие массового поражения не попало в руки экстремистов и 'стран-изгоев'.
И напротив, пренебрежительное отношение к России может толкнуть ее к дальнейшей разработке и испытаниям ядерного оружия в целях укрепления своей мощи, и к противодействию мерам международного сообщества в области нераспространения, если эти меры ее не устроят.