Номер за 22 апреля 2004 года. Взрывы в Мадриде в марте с.г. стали для европейцев внезапным пробуждением, как и нынешнее обращение к ним Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) "Перемирие или последствия".
Но что именно они должны делать?
В последовавшие за событиями 11 сентября 2001 года в Америке недели власти Великобритании, Бельгии, Франции и Испании осуществляли широкие облавы на лиц, подозреваемых в терроризме. Европейский союз (ЕС) собрался и назначил "царя" контртерроризма. Он также согласился более тесно координировать обмен разведывательной информацией между странами - членами ЕС.
Эти шаги указывают на усиление внимания к антитеррористическим мерам. Но европейцы совершили бы ошибку, если бы ограничились только контртерроризмом.
На протяжении более десятилетия звучит, пусть даже не очень пронзительно, другой, более важный сигнал тревоги. Это оповещение о крупной демографической перемене - о том, что драматически стареющее и сокращающееся население Европы сегодня сталкивается с миграцией миллионов мусульман из Северной Африки и Ближнего Востока.
В более широком смысле сама по себе миграция не является угрозой. В конце концов, Европа нуждается в этих рабочих руках, чтобы поддержать свои "государства всеобщего благоденствия", и многие из этих работников сегодня являются гражданами стран пребывания. Опасность в том, как Европа реагирует на этот приток народонаселения.
Исторически мусульманам не удалось глубоко проникнуть в Европу. Испания в 1492 году изгнала мавров. Продвижение турок было остановлено в Вене в 1683 году.
Напротив, нынешняя волна, которую в 1960-е годы породил соблазн экономического роста на континенте, распространилась по всей Европе и остается там. Роттердам вскоре сможет похвастать крупнейшей в Европе мечетью. Во Франции проживают 4,5 миллиона мусульман, самая большая исламская диаспора в Европе. Мусульманская Турция настойчиво стучится в дверь ЕС.
Войну Европы с терроризмом невозможно отделить от ее мусульманской общины в целом. Для розыска террористов лидерам европейских стран потребуется поддержка большей части исламского населения. В прошлом месяце исламские лидеры в Великобритании показали, как может осуществляться подобное сотрудничество. Они направили письмо мусульманским ученым мужам, имамам и прочим, попросив зачитать его вслух в 1000 мечетей этой страны. В письме содержалось обращение к верующим сторониться экстремизма и насилия.
Этот пример иллюстрирует, что Европе нужно завоевать сердца и умы своих мусульман, однако при этом она не должна упускать из виду более широкий вопрос своей собственной судьбы в этом слиянии культур.
Во что выльется это слияние, не знает никто. Возобладают ли антимусульманские настроения, или же, напротив, победит исламизация? Станут общины просто сосуществовать или же они будут перемешиваться?
Джихад в Европе может стать катализатором пересмотра отношений между христианами и мусульманами ради конкретной цели обеспечения безопасности общества. Или, что предпочтительней, он может двинуть континент еще дальше по пути переопределения своей идентичности.