Правительство президента Армении Роберта Кочаряна одержало как минимум тактическую победу над протестующими и смогло удержаться у власти после того, как его противники заявили, что состоявшиеся в прошлом году выборы были сфальсифицированы.
С начала этого месяца по стране прокатилась волна демонстраций с требованием отставки Кочаряна, а в среду вечером в Ереване, как сообщает российское агентство "Интерфакс", собрались тысячи протестующих, выдвинувших аналогичное требование.
Однако акция, которую организаторы заранее называли выражением "решительного" протеста, была жестоко подавлена на рассвете, когда размахивающая дубинками полиция, поддерживаемая водяными пушками, разогнала толпу, находившуюся на улице, ведущей к президентскому дворцу. Сообщается, что около 30 человек были ранены, и что оппозиция очень недовольна происшедшим. Но, тем не менее, последующие митинги были уже не такими бурными.
Лидеры оппозиции остались непреклонными и попытались обернуть применяемую президентом жесткую тактику против него. "Мы хотим, чтобы в мире знали, что оппозиция не подчинена и не разбита, - сказал на прошлой неделе в телефонном интервью Степан Демирчан, который проиграл Кочаряну на прошлогодних выборах. - У нас много сторонников и мы готовы к борьбе. И сделаем все, чтобы наша борьба закончилась победой".
Однако события развиваются не так, как планировала армянская оппозиция, надеявшаяся повторить успех грузинских оппозиционеров, вынудивших в ноябре прошлого года в ходе бархатной революции уйти в отставку президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
Это восстание называли и бархатной революцией - в память мирного свержения коммунизма в Чехословакии, и революцией роз - из-за того, что лидер оппозиции, нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили, держал в руках розу, когда вместе с демонстрантами захватывал здание грузинского парламента.
Кочарян выразил уверенность, что грузинский сценарий не повторится. "Армянская оппозиция, ободренная примером грузинской "бархатной революции", судя по всему, уверена, что сложившаяся в стране ситуация позволит им добиться такого же результата, - заявил Кочарян российскому телевидению. - Однако ситуацию в Армении нельзя сравнивать с ситуацией в Грузии".
Кочарян назвал уверенный экономический рост, достигнутый за последние несколько лет, одной из причин того, что он не может быть принужден уйти в отставку. Кроме того, он сказал, что его администрация гораздо сильнее, чем была администрация Шеварднадзе.
Он также принизил значение разногласий, вызванных жесткими действиями полиции по отношению к демонстрантам 13 апреля. "В стране бывали разногласия раньше, будут они и в будущем", - сказал президент.
Претензии оппозиции к Кочаряну основываются на заявлениях о том, что его победа на прошедших в марте прошлого года выборах незаконна, хотя согласно официальным результатам, он получил 67 процентов голосов против 33 процентов у Демирчяна. В апреле прошлого года конституционный суд подтвердил результаты выборов, однако предложил через год провести референдум о доверии национальным лидерам. Правительство Кочаряна отвергло эту идею. Недавние выступления оппозиции были приурочены как раз к истечению годового срока.
Сразу после прошлогодних выборов глава наблюдательной миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Питер Эйчер (Peter Eicher) сказал, что в ходе голосования имели место "серьезные проблемы и нарушения", однако он отказался говорить, достаточно ли этих нарушений для того, чтобы отменить результаты голосования. Он отметил, что были зафиксированы случаи запугивания, массового вброса фальшивых бюллетеней и несовпадения данных на большом количестве избирательных участков.
Давид Петросян, комментатор независимого новостного агентства "Ноян Тапан", сказал, что в обществе имеется достаточное недовольство президентом и проводимой им политикой, и что у Кочаряна имеются все основания опасаться проведения референдума.
Однако по мнению Александра Рондели, президента грузинского Фонда стратегических и международных исследований, ситуация в Армении не похожа на революционную. "Г-н Кочарян более уверенно контролирует страну, чем контролировал Шеварднадзе. Президент Грузии старел и терял контроль".
"Другим фактором является конфликт Армении с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, - отметил Рондели. - Армения находится в состоянии войны, и многие опасаются политической дестабилизации, которая может стать катастрофой для Армении".
Однако жесткие меры, примененные Кочаряном к протестующим, не привели к решению существующих проблем, говорит Петросян. "Армения сегодня похожа на пороховую бочку, и то, взорвется ли она и когда это произойдет, зависит от того, кто первым решится поднести к ней горящую спичку. Так или иначе что-то должно произойти".