ПАРИЖ. - Попытка одного небольшого государства вступить в престижный клуб 30 стран под названием Организация экономического сотрудничества и развития вызвала в ней политическое напряжение, хотя обычно члены этой несколько технократической организации настроены весьма миролюбиво и спокойно. Однако их реакция не удивительна, поскольку этим самым государством стал Израиль.
Общеизвестно, что единственной страной, поддерживающей Израиль в стремлении вступить в ОЭСР, являются Соединенные Штаты, в то время как европейские государства находятся в оппозиции. Эти разногласия отражают все увеличивающуюся пропасть, существующую в большинстве международных организаций в отношении палестино-израильского конфликта.
ОЭСР, которая представляет собой авторитетную расчетную палату и устанавливает стандарты обеспечения экономического развития, в настоящее время изменяет критерии оценки новых членов. Бывшие советские республики и экономические гиганты, такие как Китай и Индия, уже выразили свое желание вступить в Организацию. Израиль, который объективно является достойным кандидатом, несколько месяцев назад также подал формальную заявку на вступление в ОЭСР.
Деланная тишина, которая наблюдалась после подачи Израилем официального заявления, отражает скрытую от посторонних глаз неспособность стран по обе стороны Атлантики сгладить наиболее важное из существующих между ними противоречий. ОЭСР на настоящий момент стала одной из многонациональных организаций, которые находятся в политическом кризисе вследствие косвенного влияния проблем на Ближнем Востоке.
Европейцы и американцы поддерживают разные стороны и используют различные подходы к решению этих проблем. Они стараются оказать влияние на два народа, которые гордо заявили, а потом и доказали на практике свой иммунитет к влиянию со стороны в вопросах патриотизма и политических убийств. Единственное, что объединяет Европу и Америку в ближневосточном вопросе, так это тщетность всех их попыток хоть как-то его решить. Независимо от того, идет ли речь об объявлении политики Израиля вне закона (как это сделала Европа) или же об обеспечении безопасности еврейского государства путем предоставления ему приоритетной поддержки (как это делает 'Дядя Сэм').
Спустя всего три дня после того, как президент Джордж Буш-младший принимал премьера Ариэля Шарона на прошлой неделе у себя в Вашингтоне, где сделал ему самый большой политический подарок, который может сделать президент, израильские спецслужбы уничтожили одного из главных палестинских террористов. Убийство Абдель Азиза Рантиси было осуждено всеми без исключения правительствами европейских стран. едва они перевели дух после того, как наполовину единогласно осудили поддержку, которую Буш оказывает плану Шарона.
А тем временем Джон Керри был очень занят, поддерживая позицию Буша, поддерживающего Шарона. Керри не предложил никаких, хотя бы даже самых незначительных, изменений в политике оккупации Израилем палестинских территорий ни в своих интервью по телевидению, ни во время встреч с избирателями. Новый многосторонний подход в отношениях между США и Европой, который обещает во время своей предвыборной кампании сенатор, заканчивается, когда речь заходит об Израиле и Ираке, становясь совершенно нереальным и надуманным.
Действия Шарона вызвали реакцию по всему миру: Буш и Керри соревнуются за право оказать ему поддержку, французы просто орут на него в гневе, арабы высказывают неясные угрозы, которые не в состоянии осуществить. За что его не любить израильтянам?
Кроме того, ему удалось получить от Буша важной подвижки, которая так до конца и не понята ни теми, кто критикует американского президента за его высказывания в отношении Израиля, сделанные им на прошлой неделе, ни теми, кто согласен с ним. Его можно понимать по-разному.
Буш поддержал политику Израиля, направленную на сохранение нескольких поселений на Западном берегу реки Иордан и запрет палестинцам возвращаться в Израиль, что явилось прямым продолжением идей Билла Клинтона, озвученных им в Кемп-Дэвиде в июле 2000 года. Кроме того, Буш определил условия достижения урегулирования, как это делал и Клинтон. В Белом Доме все были удивлены.
Более того, Буш предложил помощь США в 'обеспечении безопасности Израиля как государству евреев'. За этими словами американского президента скрывается понимание глубокой озабоченности израильского лидера по поводу 'арабской демографической бомбы', которая заставляет Шарона пересмотреть свои позиции в отношении оккупации палестинских территорий.
Численность арабов, проживающих в Израиле и на палестинских территориях, составляет примерно 5 миллионов человек, при уровне рождаемости 4%, который почти в два раза превышает уровень рождаемости евреев, которых в Израиле проживает примерно 5,2 миллиона. Шарон понимает, что аннексирование большей части Западного берега и/или Сектора Газа, в конце концов, приведет к тому, что евреи останутся в Израиле в меньшинстве. Лучше, конечно, оставить позиции (почти все) в некоторых районах.
Явные гарантии поддержки Израиля как государства евреев, предоставляемые США, являются мощным жестом подбадривания правительства Шарона. Следует принять во внимание, что эта поддержка становится все более необходимой, так как европейцы, вероятно, первыми потребуют у Буша отчет о том, что получили палестинцы от его последней 'уступки', и сами же дадут ответ-приговор: Ничего.
Израиль больше не верит Европе, которая отказывается предоставить престижное право членства в ОЭСР или еще что-нибудь ненавистному ей правительству Шарона. Однако Буш не считает, что это правительство может сделать что-либо неправильно, и за это его ненавидят палестинцы. Самый мощный альянс государств мира находится в тупике, а убийства тем временем продолжаются.