МОСКВА. 22 апреля (UPI). - Внешняя политика Украины представляет собой причудливую смесь противоречивых сигналов и конфликтующих интересов. Пытаясь 'умиротворить' как расширяющийся Евросоюз, так и возрождающуюся путинскую Россию, Украина зачастую только вызывает у них недовольство.
Политика Украины, пытающейся одновременно смотреть и на Запад, и на Восток, разделила жителей страны на три основные группы: тех, кто желает, чтобы Украина в конечном счете присоединилась к экономическим, политическим и даже военным структурам Запада, украинцев русского происхождения, которые сохраняют прочную связь с Россией, и меньшинство - впрочем довольно многочисленное - которое эти вопросы, похоже, вообще не волнуют.
В последнее время внешняя политика Украины отличается чрезвычайной активностью. В среду Российский парламент с возмущением отреагировал на 'сближение' Украины с НАТО, и принятие закона - на этой неделе он вступил в силу - предписывающего вести все теле- и радиопередачи только на украинском языке.
333 голосами против 34 (при двоих воздержавшихся), российская Дума одобрила резкое обращение к украинскому парламенту с осуждением ратификации Украиной меморандума о взаимопонимании с НАТО, расценив его как 'фактическое согласие с планами расширения НАТО на восток'. Меморандум, подписанный в прошлом месяце, предоставляет НАТОвским войскам право незамедлительного доступа на Украину и транзита через ее территорию.
Столь же сильно возмутил Думу и новый подход Украины к вопросу об употреблении русского языка в эфире. Россия утверждает, что новый закон, запрещающий радио- и телепередачи на русском языке, 'игнорирует традиционное украинско-русское двуязычие' и нарушает гражданские права украинцев. По оценкам, русскоязычные составляют половину сорокавосьмимиллионного населения Украины, а 25% граждан страны являются русскими по происхождению.
Обычно подобные ссоры между соседними странами приводят к кризисам в двусторонних отношениях. Но к Украине и России это не относится. Во вторник, после ратификации трех важных договоров с Россией, многие украинцы сочли, что стране грозит утрата суверенитета и поглощение со стороны ее большого соседа на Востоке.
Российский и украинский парламенты одновременно ратифицировали важные соглашения о границах, в том числе о регулировании режима Азовского моря и Керченского пролива - в прошлом году этот вопрос оказался в центре взрывоопасного спора, чреватого даже перерастанием в военный конфликт.
Считается, что шельф Азовского моря богат нефтяными ресурсами, а Керченский пролив, который служит выходом в Черное море, судя по всему, важен для Кремля в военно-стратегическом отношении. В соответствии с пограничным соглашением, подписанным на этой неделе, Россия получает то, к чему она всегда стремилась: режим и эксплуатация ресурсов Азовского моря становятся предметом совместного ведения, а само оно, как и Керченский пролив, объявляется внутренними водами обоих государств - что закрывает доступ в их акваторию третьим странам (читай: НАТО).
Второе из ратифицированных соглашений связано с взаимным признанием государственных границ двух стран на вечные времена, а также нормализацией процедур пересечения границы представителями коммерческих структур и частными лицами.
Третье соглашение - о так называемом едином экономическом пространстве - способно оказать серьезное долгосрочное воздействие на российско-украинские отношения. Оно предусматривает создание таможенного союза, разработку общего налогового кодекса, совместной финансовой и внешнеторговой политики, а также содержит намек на введение единой валюты. Внешнеторговая часть соглашения включает создание зоны свободной торговли на территории России, Украины, Беларуси и Казахстана. Рост российских амбиций в отношении стран бывшего СССР вызывает озабоченность у ЕС и Соединенных Штатов.
Украинский внешнеполитический курс, пожалуй, можно назвать самым 'эклектичным' в мире. Часто можно услышать, что существуют 'две Украины'. В географическом плане половина страны тяготеет к Западу, а другая - имеет прочные исторические связи с Россией. Сила и влияние этих 'двух Украин' проявляется во внешнеполитическом курсе страны в отношении расширяющегося ЕС и России. Однако существует и 'третья Украина', отвергающая как 'западноевропейскую', так и 'восточнославянскую' политическую гегемонию.
Эклектичность внешней политики Украины - проявление того, что процесс государственного строительства в этой стране зашел в тупик. Украинцы, составляющие третью группу, отвергают и украинский национализм и 'евразийский' или 'неосоветский' патриотизм. В нее входят многие из тех, кому переход Украины от коммунизма к капитализму не принес никаких преимуществ.
Главную ответственность за появление этой группы несет политическая элита страны, унаследованная от советской эпохи. Не имея никакой осмысленной идеологии, кроме 'власти ради самой власти', нынешняя правящая элита насаждает неуважение к закону, безудержную коррупцию и широкомасштабное наблюдение спецслужб за гражданами страны.
На этой неделе Украина попыталась проявить себя как 'добрый сосед' в отношении ЕС и России одновременно. Но на деле она продемонстрировала, что, возможно, не является надежным партнером ни для тех, ни для других. Чрезмерные обещания в адрес ЕС и России только усугубляют раскол между одними группами украинцев, и усиливают отчужденность других.
Украина может стать надежным партнером только тогда, когда большинство ее жителей наконец поймут, в чем заключается благо в первую очередь для самой Украины, а потом уже для ее соседей. Учитывая характер нынешней политической элиты страны, эта перспектива представляется весьма отдаленной.