Напряженность в отношениях между центральным правительство и главой Аджарии Абашидзе снова стала обостряться. Президент Саакашвили назвал режим после того, как были сорваны выборы в двух аджарских избирательных округах и открыто взбунтовались высокопоставленные офицеры, преступной бандой.
Вынужденный мир между правительством Грузии и руководством причерноморского автономного региона Аджария, заключенный накануне парламентских выборов в конце марта, продержался, каким бы он ни был, хорошим или плохим, всего несколько недель. Это неудивительно, поскольку в основе своей мирное соглашение между президентом Саакашвили, с одной стороны, и местным аджарским князем Абашидзе, с другой, исходило из того, чтобы положить конец хозяйничанью Абашидзе и его людей в важном с экономической точки зрения районе вокруг порта Батуми.
Цель, заявленная Саакашвили, - постепенное восстановление территориального суверенитета Грузии. Вернуть в лоно страны сепаратистские регионы Абхазия и Южная Осетия оказывается невозможным из-за зарубежного влияния и из-за активной поддержки со стороны России. Следовательно, Тбилиси концентрирует сначала свои усилия на тех областях, которые не смогли и не захотели отделяться от Грузии, став, однако, при Шеварднадзе в целом частной собственностью.
Никакого разоружения личной армии
После того, как ситуации с парламентскими выборами, проходившими в конце марта, могла в какой-то степени повториться и в Аджарии, Центральная избирательная комиссия аннулировала из-за грубых нарушений результаты голосования в двух аджарских избирательных округах. Это были именно те избирательные округа, где партия Абашидзе 'Возрождение' набрала больше всего голосов избирателей. В других избирательных округах в Аджарии, где, видимо, осуществлялся более жесткий контроль, она, как и ожидалось, потерпела поражение, что закрывало ей путь в парламент по партийным спискам.
Действия избирательной комиссии являются спорными. Некоторые независимые наблюдатели в Тбилиси указывают на то, что аннулировать результаты голосования может только суд. В результате аджарские органы власти не позволили провести в этих избирательных округах повторные выборы. Они не допустили в регион даже председателя избирательной комиссии. Одновременно Абашидзе дал понять, что об уже обещанном, как это утверждает Саакашвили, разоружении полувоенных частей в Аджарии, представляющих собой, своего рода, армию партии 'Возрождения', не может быть и речи, так как это открыло бы прямой путь для интервенции со стороны Тбилиси. Командование дислоцированной здесь армейской бригады и войск Министерства внутренних дел открыто взбунтовалось и заявило о своей лояльности к Абашидзе. Конечно, боеспособность данных частей невысокая, в плохом состоянии находится, как говорят, прежде всего, армейская бригада. Помимо этого большая часть личного состава этих подразделений, согласно Тбилиси, не поддерживает своих взбунтовавшихся командиров и уже переброшена в столицу.
'Наркобароны и преступники'
Тем не менее, выставленное на всеобщее обозрение непослушание Абашидзе и его руководящей клики довели президента Саакашвили до белого каления. На проходившем вчера первом заседании парламента он назвал руководство в Батуми преступной бандой, незаконно выступающей от имени Аджарии. Нельзя заключать мир с наркобаронами и преступниками, продолжал Саакашвили, как всегда не стесняясь в выражениях. Правильнее было бы освободить Аджарию от подобных личностей. Однако прибегнет ли иногда проявляющий излишнюю горячность президент к силе - сомнительно, так как уход Абашидзе и его режима всего лишь дело времени. И Тбилиси за этого готов заплатить цену в виде гарантий.