Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возрождение российского хоккея

Российский хоккей возрождается и начинает переманивать россиян из НХЛ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тренировки очень напряженные и проводятся два раза в день. Упорная работа на льду и несколько часов сна. Виктор Тихонов готовит свою сборную к чемпионату миру по хоккею и эксплуатирует игроков с интенсивностью, достойной отставного полковника Красной армии. Среди игроков в зеленых, желтых и красных тренировочных фуфайках, гонявших шайбу на льду, у легендарного советского тренера есть оружие, на которое еще несколько лет назад он не мог рассчитывать - несколько российских звезд хоккея, только-только вернувшихся домой из США и НХЛ

Тренировки очень напряженные и проводятся два раза в день. Упорная работа на льду и несколько часов сна. Виктор Тихонов готовит свою сборную к чемпионату миру по хоккею и эксплуатирует игроков с интенсивностью, достойной отставного полковника Красной армии.

Среди игроков в зеленых, желтых и красных тренировочных фуфайках, гонявших шайбу на льду, у легендарного советского тренера есть оружие, на которое еще несколько лет назад он не мог рассчитывать - несколько российских звезд хоккея, только-только вернувшихся домой из США и НХЛ.

'Я не тренировался так напряженно одиннадцать лет', - говорит с усталой улыбкой бывший игрок 'Филадельфия Флайерс' Дмитрий Юшкевич, направляясь на очередную тренировку. На его переносице краснеет след от сильного удара. Родина сделала так, чтобы его возвращение в ноябре стало выгодным. 'Деньги здесь довольно приличные', - говорит Юшкевич.

После нескольких лет упадка российский хоккей возвращается на прежние позиции. Как и сама страна, популярный российский спорт избавился от экономической депрессии 1990х и, получив приток финансов, вновь стал сильным игроком на международной арене. Российский ренессанс на льду отмечен новыми стадионами, более современным оборудованием и талантливыми тренерами. И самое главное, выгодные контракты начали переманивать российских игроков НХЛ обратно в родную Суперлигу.

После кризиса 1998 года, хоккеисты подписывали контракты на 10-15 тысяч долларов. Теперь же ведущие игроки могут получить контракты на полмиллиона или миллион долларов. Низкая стоимость жизни в России и ставка подоходного налога всего в 13% делают эти условия еще более привлекательными.

'Теперь это вторая лига в мире после НХЛ', - считает Валерий Зелепукин, который в 1995 году играл в финале Кубка Стэнли за 'Нью-Джерси Девилз', а теперь выступает за питерский СКА. - 'Здесь платят хорошие деньги. Не больше, чем в НХЛ, но зато жить в России дешевле, чем в Америке'.

Дешевле, чем в Америке, и лучше, чем в России прошлого десятилетия. За последние четыре года рост экономики составил почти 40%, фондовые рынки выросли в пять раз, доходы продолжают увеличиваться. Каждую неделю в Москве открываются новые торговые центры и рестораны. Появляются они и в провинциях, долго отстававших от столицы.

'Если как следует задуматься над этим', - говорит агент НХЛ Дмитрий Горячкин, - 'это не просто перемены в хоккее. Это перемены во всех аспектах российской жизни. Десять лет назад и пятнадцать лет назад магазины были пустыми, а за бензином стояли очереди. Теперь все совершенно иначе'.

Деньги, текущие в хоккей, способствовали появлению нового поколения выдающихся российских нападающих. Например, 18-летний игрок московского 'Динамо' Александр Овечкин практически наверняка станет первым хоккеистом, названным в июньском наборе в НХЛ. Право первого выбора сейчас у 'Вашингтон Кэпиталз'.

Лучшие из молодых российских игроков, такие, как Овечкин, по-прежнему стремятся в НХЛ. Возвращаются те, кто постарше, кому сложнее найти места в американских командах. Однако обратная миграция одновременно и отражает возрождение российской лиги, и помогает закрепить его. За последние два-три года в страну вернулись около 50 хоккеистов, говорит спортивный журналист Игорь Рабинер, ведущий колонку о возвращающихся в Россию НХЛовцах в газете 'Спорт-экспресс'.

Среди вернувшихся - Олег Твердовский, который в прошлом году помог команде 'Девилз' выиграть Кубок Стэнли, и бывшие игроки 'Кэпиталз' Дмитрий Христич и Сергей Березин. Их появление на российском льду не замедлило принести результаты. С помощью Твердовского омский 'Авангард' в этом месяце стал чемпионом России.

Если в следующем году НХЛ закроется из-за локаута, в Россию вернется еще больше игроков, вероятно, приводя с собой европейцев и других не-россиян. Среди хоккеистов, планирующих поиграть в России, - бывшие игроки 'Кэпиталз' Яромир Ягр и Сергей Гончар, а также нападающий Торонто Александр Могильный. В предвкушении, российская лига сняла ограничения на количество иностранцев, выступающих за один клуб.

'В случае локаута это будет самая сильная лига мира в следующем сезоне', - считает Горячкин. Его компания IMG представляет Ягра, Гончара, а также многих молодых россиян, включая новобранца 'Кэпиталз' Александра Семина. По словам еще одного агента, глава профсоюза игроков НХЛ Боб Гуденау недавно посоветовал агентам готовить клиентов к тому, что они останутся без НХЛ на 22 месяца, если к середине сентября профсоюз и владельцы клубов не смогут достичь соглашения по новому коллективному договору.

Слава Козлов в 1991 году покинул Россию ради 'Детройт Ред Уингз'. Теперь он играет за 'Атланта Трэшерс' и, как и многие другие, планирует вернуться домой в случае закрытия НХЛ. 'Я надеюсь, что сезон состоится, но если нет, думаю, если мне предложат хорошие деньги, я поеду играть в Россию', - говорит он.

Деньги теперь несомненно другие. Твердовский подписал с Омском контракт на два сезона на 5 млн. долларов, причем налоги за него платит клуб, сообщают источники в российском хоккее. 32-летний Юшкевич, по слухам получающий 1 млн. долл. в год, отказывается обсуждать свой контракт, но говорит, что его сумма меньше, чем в НХЛ. Но, добавляет он, 'угроза локаута вполне реальна, а здесь за два года я заработаю больше денег, чем за один год в НХЛ'.

Деньги поступают от богатых владельцев, часто нефтяных компаний, местных заводов или региональных администраций, жаждущих престижа. Нынешний нефтяной бум принес компаниям рекордно высокие прибыли. По количеству миллиардеров Россия теперь уступает только США, и все они думают, как бы потратить нежданные доходы.

Например, омский 'Авангард' контролирует нефтяной магнат Роман Абрамович, который в прошлом году вызвал сенсацию, купив английский футбольный клуб 'Челси', а в этом решил спонсировать российскую команду. В столице российского автомобилестроения Тольятти доля в хоккейном клубе принадлежит заводу Лада. В Ярославле клуб 'Локомотив' финансируется Министерством путей сообщения.

Это невыгодные предложения и, если зарплаты продолжат расти, лига может оказаться на грани дефолта. Команды держат свои финансовые дела в секрете, однако, судя по обрывочной информации, ставшей достоянием общественности, расходы среднего клуба Суперлиги составляют 10 млн. долл. в год, а ведущие команды тратят около 30 млн. В то же время продажа билетов на обычную игру принести около 15 тысяч долл. В отличие от НХЛ, в России исторически сложилось так, что лига вынуждена платить телевидению за показ матчей, а не наоборот.

Однако и здесь положение начинает меняться. В прошлом году российская лига впервые подписала контракт на продажу прав на трансляции. А владельцы команд действуют под влиянием смешанных мотивов, от желания заслужить одобрение местных властей до необходимости предоставить какое-нибудь развлечение в городах одного предприятия.

Они вкладывают деньги и в строительство стадионов. Новые арены Петербурга и Ярославля могут успешно соперничать с площадками НХЛ. Новый стадион на 10 тысяч мест строится в Казани. Ожидается, что к 2008 году все 16 команд Суперлиги получат новые площадки.

И все же не все ожидания бывших игроков НХЛ оправдались. Многие провинциальные города по-прежнему в упадке. Летать на матчи через одиннадцать часовых поясов очень утомительно. Игрокам не хватает обычных земных благ, они постоянно жалуются на то, что в дороге вынуждены сами стирать белье. Многие отели в провинции не изменились со времен советского 'Интуриста' - грязные ванные, ветхое постельное белье. 'Оно выглядит, как будто им пользовались при жизни Ленина', - говорит 34-летний игрок Локомотива Слава Буцаев, ранее выступавший за 'Оттава Сенаторс'.

Еще больше раздражает бывших НХЛовцев советский менталитет. 'Мне было гораздо сложнее адаптироваться здесь, чем 11 лет назад в Филадельфии. Тогда единственной проблемой было то, что я совсем не говорил по-английски', - рассказывает Юшкевич. - 'Я надеялся, что здесь многое изменилось, но на самом деле все по-прежнему'.

Прошлой осенью, когда 'Локомотив' пытался его заполучить, было много разговоров о переменах. 'Но как только я подписал контракт, они стали теми же людьми, обращающимися со мной как тогда, когда мне было 20', - продолжает хоккеист. - 'Я называю это тоталитаризмом... Они не разрешают игрокам готовиться самим. Мне кажется, я знаю, что делать и как готовиться. Но когда говоришь с ними, они отвечают: 'Нет, ты не знаешь'.

32-летний Березин вернулся прошлой зимой и выступает за московский ЦСКА. Он жалуется на властное руководство и на то, что на протяжении сезона хоккеисты вынуждены жить в изоляции.

К тому же, ветеранов НХЛ далеко не всегда чествуют как вернувшихся героев. В матче против Новосибирска в этом сезоне Березин просидел на скамье запасных большую часть игры. Время от времени он вскакивал, демонстрируя желание выйти на лед, но его игнорировали. Выходя после матча из раздевалки, он дал выход раздражению. 'Это другой менталитет, другое отношение, и это очень тяжело. Первую неделю я не понимал, что говорят люди. Я понимал слова, но не понимал, что они говорят'.

Российский хоккей иной и на льду. Каток больше, на нем нет красной линии. Игра медленнее и требует меньше физических сил. 'Единственное, что общего у хоккея НХЛ с российским, - это лед и размер шайбы', - говорит Юшкевич, удары которого постоянно заканчиваются во вратарской площадке, хотя в Америке однозначно попали бы в ворота. - 'Хоккей здесь совершенно другой'.

Для других медленный темп - это облегчение, особенно после нескольких лет в НХЛ. 'В моем возрасте уже нелегко играть в НХЛ', - признает Александр Семак, который до возвращения в Россию выступал за 'Нью-Джерси', 'Тампа Бэй' и 'Ванкувер'. - 'Мне 38. Я физически не готов играть в НХЛ, а здесь мне легче'.

Как бы то ни было, возвращение НХЛовцев улучшило уровень игры в стране. В некоторых командах теперь по три и больше ветеранов НХЛ. Тренируя сборную к чемпионату мира, который начнется в этом месяце, Тихонов смотрит на лед и видит практически клуб выпускников НХЛ.

'Все видят лучший уровень игры и начинают играть лучше', - говорит Буцаев.