В четверг российские власти нанесли очередной визит в штаб-квартиру российской нефтяной компании 'Юкос', что оказало еще большее влияние на стоимость акций компании, да и на весь фондовый рынок вместе взятый, а, кроме того, вызвало повторный всплеск всевозможных дебатов о возможном будущем компании.
Следователи российского Министерства внутренних дел провели обыск в штаб-квартире 'Юкоса' в центре Москвы в рамках следствия по делу о неуплате налогов некоторыми подразделениями компании и нефтеочистительными заводами.
Однако, как отмечают инвесторы и некоторые аналитики, этот обыск был проведен скорее в рамках более широкого расследования по делу основателя и самого большого акционера компании, Михаила Ходорковского. Начиная с прошлого лета подобные визиты, осуществляемые прокурорскими органами с целью выстроить дело против нефтяного магната, стали вполне привычными для сотрудников штаб-квартиры 'Юкоса', инвестиционной компании Ходорковского, группы компаний 'Менатеп' и региональных филиалов компании.
Тем временем Ходорковский и его партнер по бизнесу Платон Лебедев находятся под стражей в ожидании суда. Октябрьский арест нефтяного магната рассматривается очень многими в качестве попытки Кремля вынудить основателя 'Юкоса' отказаться от своих политических амбиций. Самый богатый человек России, Ходорковский поддерживал политику увеличения экспорта нефти из России и спонсировал политические партии, выступавшие против Президента России Владимира Владимировича Путина.
Харви Савикин (Harvey Sawikin), один из управляющих российским страховым фондом Firebird в Нью-Йорке считает, что последний набег милиции на офис 'Юкоса' доказывает, что правительство не изменило своего отношения к делу г-на Ходорковского.
'Теперь уже стало совсем очевидно, что война не окончена, несмотря на письмо Ходорковского', - сказал он о, своего рода, послании на волю, которое продиктовал Ходорковский своим адвокатам, и которое некоторые рассматривают в качестве 'белого флага' перед Кремлем.
Также в четверг московский суд отложил слушания по апелляции адвокатов Ходорковского по поводу замораживания его счетов в швейцарском банке. Кроме этого, государство заморозило и долю Ходорковского в 'Юкосе', оцениваемую в 15 миллиардов долларов, которая принадлежит ему через 'Менатеп'. Ходят слухи, что государство присвоит ее себе.
'Очень вероятно, что государство придет к тому, что возьмет под свой контроль большую, если не всю часть доли 'Менатепа' в 'Юкосе', - заявил Савикин. - Они будут использовать ее для оказания воздействия на компанию, так же, как они делают это с РАО ЕЭС и 'Аэрофлотом', российской энергетической монополией и флагманом авиаперевозчиков. Российскому правительству принадлежат доли в обеих компаниях.
Эти события оказали дополнительное влияние на российский рынок ценных бумаг, который в последние две недели претерпевал спад. Они внесли свои коррективы в то, что некоторые называют 'перегретым инвестиционным климатом'. Первоначальный индекс RTS упал в четверг на 2,3% до уровня 680.09. С 11 апреля, когда был зафиксирован самый высокий индекс - 781.55, рынок сократился примерно на 15%.
Кристофер Уифер (Christopher Weafer), главный стратег по ценным бумагам 'Альфа-Банка', отметил, что пока 'Юкос' является важным фактором, оказывающим влияние на рынок ценных бумаг, которые в России исторически распродаются со скидкой по окончании трудного квартала, и он скорее всего останется на плаву.
Со 2 июля, когда был арестован г-н Лебедев, и вплоть до 17 июля, индекс RTS упал на 21.6 %. В то время арест рассматривался в качестве предостережения Ходорковскому, от которого требовалось прекратить поддерживать оппозиционные политические партии перед выборами в парламент.
В следующие за этим событием три месяца цены на российском рынке ценных бумаг выросли на 50,4%. 25 октября, в субботу, Ходорковского арестовали, а с 24 октября по 19 ноября цены на акции упали на 25,3%. В последующие четыре месяца они вновь выросли на 62,6%, сказал г-н Уифер.
'Эти поправки обычно имеют смысл, если они достаточно велики - для мелких торговцев они должны составлять порядка 20% - или если высокопоставленный правительственный чиновник успокаивает напряжение на рынке', - добавил Уифер.
На этот раз российскому рынку ценных бумаг потребуется гораздо больше времени, чтобы оправиться. Исторически сложилось, что развивающиеся рынки хорошо работают при низких процентных ставках и высоких ценах на товары. Угроза повышения процентной ставки в США затормозила развитие таких рынков, как говорят инвесторы.
Питер Халлоран (Peter Halloran), управляющий российского страхового фонда 'Фарос' (Pharos), считает, что российский рынок ценных бумаг будет испытывать неприятности, связанные с ростом доллара, менее мирной позицией Федерального резерва США и падением цен на товары.
'Однако в России еще все в порядке, - добавил он. - По крайней мере до тех пор, пока мы не войдем в период, когда какие-либо глобальные события не вызовут приток капитала на рынки. Российский рынок - один из самых дешевых развивающихся рынков, который имеет гораздо более выгодные темпы роста, чем другие, а, кроме того, на нем вращаются большие деньги'.
Отдельные опасения высказывают инвесторы 'Юкоса' по поводу того, что компания может быть объявлена несостоятельной в силу того, что налоговые органы запретили ей распродавать свои активы, которые еще до конца и не сформированы, заявил г-н Савикин, который также имеет акции компании.
Брюс Мизамор (Bruce Misamore), главный финансовый директор 'Юкоса', заявил, что снижение котировок акций рейтинговыми агентствами на этой неделе 'никоим образом не отразилось на эффективности работы предприятия', а кредиторы не настаивают на досрочной выплате долга.
Тем не менее, инвесторы постепенно начинают смиряться с новыми долгосрочными планами компании, на которую, скорее всего, будет оказывать свое влияние правительство. 'Государство будет осуществлять руководство' 'Юкосом', - сказал Савикин.
Однако он предположил, что эффективность этого управления будет невелика. 'Посмотрите на 'Роснефть' или 'Газпром'. Эти государственные компании не так эффективны, как частные компании', - добавил он.
С другой стороны, если государственные чиновники планируют перехватить контроль над 'Юкосом', они вряд ли причинят ему какой-либо 'смертельный вред'. 'Поэтому все разговоры о разделении 'Юкоса' или его банкротстве - это просто истерия', - добавил он.
За последние несколько недель российское правительство компенсировало иностранным инвесторам нервную энергию, растраченную ими в связи с делом 'Юкоса', предложив им совершенно новую 'морковку' - возможность того, что 'Газпром' - российская монополия в сфере природного газа, которая является самой большой в мире - избавится от своей двухзвенной системы акционирования, в соответствии с которой иностранцам позволено иметь только Американские депозитные расписки 'Газпрома', тогда как местным инвесторам доступны более дешевые российские акции.
Все же политические наблюдатели говорят о том, что возможный захват государством акций 'Юкоса' может стать серьезным прецедентом, хотя если исходить из подъема российского рынка ценных бумаг за последние шесть месяцев, инвесторы могут не беспокоиться.
'Несомненно, дело 'Юкоса' не оказало никакого значительного макроэкономического влияния', - сказала Джессика Мэтьюс (Jessica Mathews), президент фонда Карнеги за мир во всем мире, на конференции в Москве. Однако, добавила она, непонятно, будет ли это дело затрагивать 'одного человека и одну компанию', или оно 'более широко продемонстрирует приверженность российского правительства к букве закона'.
Этот прецедент, как сказала она, 'со временем будет оказывать большое влияние на иностранные инвестиции, да и на всю российскую экономику'.