Всевышний направляет руку игрока.
Но кем же движима Всевышнего рука?
Хорхе Луис Борхес
Его биографы обычно начинают свои повествования с изображения угнетенного ребенка, вынужденного мириться с грузом превосходства своего отца: заядлого спортсмена, героя войны и будущего президента. Достижения отца превратили жизнь сына в настоящий ад, и биографам Джорджа Буша (George Bush) нравится связывать эти первые сорок лет его беспросветного существования с религиозным просветлением, когда вера указала ему путь истинный, обращая шипы в розы, а спиртное в нефть. И здесь уже перед нами предстает Буш-преображенный: высокий, несгибаемый, отважный блондин, готовый принять на себя испытания судьбы.
Мистический подъем Буша начался 6 июля 1986 года, когда будущий президент, вняв уговорам жены, пастора Билли Грэма (Billy Graham) и своего друга и будущего советника Дона Эванса (Don Evans), согласился вступить в группу по изучению Библии для тех, кто решил излечиться от алкоголизма. И закончился со знакомства с историей обращения апостола Павла и учением о предопределении Кальвина (Calvino), который так хорошо описал в своем труде тех, кто спасен от рождения, вне зависимости от поступков совершенных ими в течение жизни.
Вера, поясняют биографы президента, помогла Джорджу понять это послание, а после понимания навести мосты, связующие его с крайне правыми религиозными позициями, повлиявшими на жесткую политику Буша, формирование его кабинета и распространение его реформ среди прихожан. Список благих дел, совершенных Бушем к радости консерваторов, на настоящий момент включает в себя: выступление против абортов, запрет на клонирование человеческих эмбрионов и увеличение фондов на пропаганду сексуального воздержания в школах.
Начавшееся в 1986 году везение в 1995 году помогает Бушу получить техасское губернаторство, за которым последуют целых четыре года исполненных предвестий: продажа принадлежащей ему баскетбольной команды за 14,5 миллионов долларов, рукоположение в губернаторском особняке - в этот момент Джордж произносит фразу 'Господь желает видеть нас в Белом Доме' - и, наконец, кульминационный момент, когда он становится президентом, набрав меньше голосов, чем соперник-демократ Ал Гор (Al Gore).
Знак триумфа настолько светел и блестящ, что помогает Бушу справиться с обвинениями в узурпаторстве, замусоривающими окна Белого Дома в первые месяцы правления.
Обращение Буша и путь, которым прошла его вера - материя деликатная, подобно паутине, в которой застряли вся критика и насмешки прессы. А позади них корчились и отплясывали свой танец призраки, ради забавы и пропаганды создавшие Буша-преображенного; а призраки, насколько известно, не религиозны и не верующи.
Рассуждения о вере, власти и исцелении - дерево, скрывающее целый лес тайных причин и черных мученичеств, истоки которых следует искать в учении Лео Штрауса (Leo Strauss), еврейского философа, родившегося в Германии, эмигрировавшего после прихода к власти нацистов в Штаты и ставшего там профессором одного из университетов.
Штраус создал базу новой политической науки, несущей в себе черты учения макиавеллизма, специально приспособленного к American way, и превращенной неоконсерваторами в кредо своих департаментов политической науки и позднее распространившейся на крайне правых представителей республиканской партии.
Учению скончавшегося в 1973 году Штрауса следуют нынешний заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), руководитель отдела специального планирования Абрам Шульский (Abram Shulsky), судья Верховного Суда США Кларенс Томас (Clarence Thomas) и генеральный прокурор Джон Эшкрофт (John Ashcroft). Философия Штрауса весьма выгодна правительству, потому как служит оправданием его религиозных воззрений, которые оно использует в качестве Троянского коня для продвижения своих идей, не вызывая при этом беспокойства у недоверчивых граждан и не распугивая религиозное большинство, служащее администрации поддержкой.
Согласно учению Штрауса, править должны те, кто признает право высших править низшими. В данном случае религия действует подобно опиуму для масс и позволяет устанавливать власть, контролирующую и рассеивающую индивидуализм, поощряя агрессивный национализм, приучающий народ жить в единстве и повиновении.
'Человечеству необходим правитель, потому как оно изначально озлоблено, однако, правление можно устанавливать лишь в том случае, когда народ объединен, а объединить его можно только против другого народа'.
Тот факт, что Штраус покинул нацистскую Германию именно в момент, когда его идеи становились реальностью в этой стране - несмотря на еврейское происхождение философа - не мешает Бушу повторять сказанные еще до него фразы, явно показывающие связь с не очень чистым прошлым (стоит лишь оставить в стороне религиозные пассажи). 11 сентября он повторил слова своего отца, а после трагедии с 'Колумбией' любезно воспользовался речью Рейгана, но, в действительности, источники его вдохновения могут оказаться куда древнее и озлобленнее.
20 сентября 2001 года Буш заявил: 'Американцы спрашивают: "Почему они нас ненавидят?". Они ненавидят то, что видят прямо здесь, в этом зале, демократически избранное правительство. Их лидеры сами себя назначили. Они ненавидят наши свободы, нашу свободу вероисповедания, нашу свободу слова, нашу свободу избирать и быть избранным, свободу собраний и право на высказывание собственного мнения'.
В своем новогоднем обращении к немцам Джозеф Геббельс (Joseph Goebbels) в 1939 году сказал: 'Они ненавидят наш народ, потому что он порядочен, отважен, мужественен, очень трудолюбив и разумен. Они ненавидят наши убеждения, нашу социальную политику и наши достижения. Они ненавидят нас как Рейх и как общество. Они вынудили нас вести борьбу не на жизнь, а на смерть. И в ответ мы будем защищаться'.
Ричард Перл (Richard Perle), бывший председатель Совета по оборонной политике Пентагона, заявил: 'Этапов не будет. Это тотальная война. Мы боремся против многочисленных врагов. Их очень много за пределами страны. . . думаю, надо начать тотальную войну против этих тиранов (афганских, иракских и т.д.), полагаю, это будет очень хорошо. В будущем наши дети сложат о нас великие песни'.
Геббельс (1943 год): 'Тотальная война является императивом данного момента. Угроза, с которой мы столкнулись, огромна. И наши усилия должны быть столь же огромны. . . Те, кто сегодня не понимают этой битвы, завтра на коленях будут благодарить нас за то, что мы начали ее'.
Подобно Герингу (Goering) Штраус считал, что правда должна принадлежать избранному меньшинству, эффективному и сведущему в обмане. Религия, разумеется, была великолепной возможностью закамуфлировать учение Штрауса: если Буш лично признавал, что вопрос о войне вызывал у него беспокойство, потому как многие могли счесть ее неоправданной, то Эванс заявлял, что вера дает президенту 'четкое представление о том, что хорошо и что плохо'. И как следствие война становится автоматически оправданной этой верой.
Писавший официальные речи президенту Дэвид Фрам (David Frum) пояснил, что язык добра и зла возник сам собой (и вновь религия): Буш решил, что Саддам - воплощение зла, и война автоматически была оправдана.
Мистические объяснения могут сыграть роль прекрасных адвокатов при оправдании своей политики перед народом и причиной для восторгов южных евангелистов. Благодаря им, президент может показывать одни карты, а разыгрывать другие. Разумеется, в этом нет ничего нового. В 1968 году Рэй Прайс (Ray Price) отправил Ричарду Никсону (Richard Nixon) послание следующего содержания: 'Избиратель реагирует на имидж кандидата, а не на его имя, с которым у 99% населения не было и не будет прямого контакта. Имеет значение не действительность, а ее проекция. . . Мы должны изменять не имя, а лишь полученные ощущения'.
Противоречивость заявлений президента ничуть не мешает его святости и не отталкивает от него прихожан. Если вчера он напал на Ирак из-за отношений этой страны с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden) - хотя ЦРУ и утверждало, что доказательств связи нет - а затем заявил о существовании в той стране химического оружия, которое так и не было обнаружено, результат остается одним и тем же. Все эти необъяснимые поступки совершаются тем, кто, по словам Тони Эванса, 'убежден, что сам Господь говорит с ним', хотя Кондолиза Райс 'не хочет, чтобы (президент) говорил об этом'. Для хулителей президента все и всегда может быть объяснено устаревшим, унаследованным им от своих предков-протестантов стремлением вести крестовые походы. Для последователей же Буша президент всегда будет оставаться строгим исполнителем воли Божьей, о которой известно лишь ему одному.
'Испытываешь особое тайное удовольствие от того, что те, кто окружает нас, не понимают, что с ними в действительности происходит', - сказал еще один просветленный: Адольф Гитлер (Adolf Hitler). Возможно, что истинный лик Буша так же должен восприниматься как копия с прошлого. . .