В настоящее время ведется расследование того, как бывшему иракскому диктатору удавалось нарушать режим экономических санкций и при этом заручиться поддержкой некоторых государств.
Параллельные расследования дела, связанного с прекращенной программой Организации Объединенных Наций 'Нефть в обмен на продовольствие' имеет целью разобраться, как Саддаму Хусейну удавалось использовать огромные запасы нефти Ирака в качестве инструмента политического влияния на международной арене.
Иракский правящий совет, Конгресс США и независимая комиссия, созданная по инициативе ООН начали расследование с целью подтвердить или опровергнуть заявления, что Саддам Хусейн использовал нефть для подкупа политиков, политических партий, журналистов и высших чиновников ООН.
В этой связи также расследуется целая система, созданная Саддамом для незаконного извлечения прибыли, обхода режима санкций, финансирования армии и поддержания своей власти.
Масштабы коррупции, пока еще подлежащей доказательству, поражают воображение. Согласно комиссии при Конгрессе США, занимающейся расследованием этого дела, Саддам заработал 4,4 миллиарда долларов (2,59 миллиарда фунтов стерлингов) за счет взимания 'дополнительных сборов' и 'платы за послепродажное обслуживание' по контрактам, контроль за которыми осуществлялся ООН. Размеры отдельных взяток доходили, предположительно, до нескольких миллионов долларов.
Этот скандал посеял страх в рядах чиновников ООН, курирующих программу 'Нефть в обмен на продовольствие, как раз в тот момент, когда организация собирается принять на себя большую роль в политическом преобразовании Ирака. Эти обвинения также всколыхнули всю мировую общественность, ибо под обвинение попадают сотни влиятельных и известных фигур из около 20 стран мира.
Падение режима Садам Хусейна открыло доступ к архивам документов, скрывающим наиболее тщательно охраняемые секреты Ирака. Немногие из них стали достоянием гласности, однако представители коалиционных сил продолжают поиски доказательств.
Программа 'Нефть в обмен на продовольствие' была самой крупномасштабной гуманитарной программой за всю историю существования ООН. В рамках этой программы с декабря 1996 года до прошлого года совокупный объем экспорта иракской нефти составил 64 миллиарда долларов.
Программа вступила в силу после первой войны в Персидском заливе и была задумана как средство смягчения эмбарго ООН в отношении Ирака, наложенного в после вторжения в Кувейт в 1990 году.
Великобритания и США играли важнейшую роль в создании этой программы, потому что правительства хотели избежать обвинений в лишении иракского народа пропитания. В определенные моменты, обе державы были вынуждены поддаваться давлению со стороны других государств и не обращать внимание на коррупцию и бесхозяйственность, чтобы Ирак продолжал сотрудничать по старой схеме.
ООН осуществляла контроль за функционированием программы посредством отслеживания доходов от продажи иракской нефти. Прибыль, полученная от согласованной с ООН продажи нефти, переводилась на залоговый счет ООН. Деньги с этого счета затем шли на согласованную (опять же с ООН) покупку продовольствия, медикаментов и других товаров народного потребления.
Цена на нефть устанавливалась комиссией 'нефтяных контролеров' при ООН, а все контракты, одобрялись подкомитетом Совета Безопасности ООН по санкциям, который состоял из 15 членов и действовал на основе согласия, при котором каждый член имел право блокировать решение. Однако Ирак нашел способ обмануть систему контроля ООН, дав возможность этой организации получать миллиарды долларов в виде процентов от сделок.
Первым пороком данной системы был механизм установления цен на нефть. Хотя поначалу 'нефтяных контролеров' было трое, впоследствии, в результате увольнений и отставок, остался лишь один - сравнительно молодой руководитель одной российской страховой компании. На протяжении более года, Россия блокировала назначение новых 'контролеров' взамен тех, которые ушли.
Вплоть до конца 2000 года, стоимость иракской нефти устанавливалась в начале каждого месяца. Это позволяло Ираку планировать время продажи нефти и играть на тенденциях мирового нефтяного рынка.
Повышение цен на нефть приводило к увеличению разницы между ценой, установленной ООН, что позволяло извлекать большую прибыль, часть которой могла переводиться в Багдад.
Следователи при Конгрессе полагают, что Ирак незаконно получал 'прибыль' в размере от 10 до 35 центов с каждого барреля нефти, проданного в рамках программы 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Ирак также получал прибыль, требуя процентов по контрактам на поставку в страну товаров народного потребления в рамках программы ООН. Американские чиновники утверждают, что обычно эта прибыль составляла 10 % от суммы поставки. Поставщик, продающий Ираку товары на сумму 100 долларов, уведомлял ООН о том, что поставка стоит 110 долларов, а разницу в 10 долларов отдавал Ираку.
Заработанные подобным образом деньги размещались в подставных компаниях, банковских счетах или в иракских посольствах за рубежом, а затем перевозилась в Ирак в наличном виде. Некоторая часть средств шла на восстановление военной системы Ирака, а также не закупку запрещенного оборудования за рубежом.
Бывший инспектор ООН Чарльз Дуэльфер, в настоящее координирующий поиск ЦРУ оружия массового поражения в Ираке, в прошлом месяце заявил перед Конгрессом, что Ирак переправлял деньги, вырученные за счет программы 'Нефть в обмен на продовольствие' в Комиссию по военной индустриализации (КВИ), которая работала совместно с иракской разведкой с целью создания подставных компаний за рубежом для покупки оружия. Бюджет КВИ увеличился практически в сто раз за период с 1996 по 2003 год, составив только в последний год своего существования 500 миллионов долларов.
Британские и американские чиновники уже давно знали о притязаниях Ирака на часть вырученных средств, и пытались скорректировать систему ООН для того, чтобы исключить возможность их получения. В конце концов, Россия разрешила заменить ушедших 'нефтяных контролеров' и подкомиссия по санкциям перешла к практике 'установления цен с обратной связью', что лишило Ирак возможности получать прибыль за счет разницы в цене на нефть.
Однако настоящий скандал вызвало опубликование в одном из январских номеров иракской газеты 'аль-Мада' списка с именами 270 политиков, журналистов, бизнесменов и даже одного чиновника ООН, которые якобы получали 'гарантии' на покупку иракской нефти.
Определенные сомнения на счет достоверности данного списка, конечно, имеются, но в нем фигурируют имена известных политиков ключевых стран-участников ООН, таких как Россия и Франция, а также ряда ближневосточных государств. Среди подозреваемых получателей этих гарантий оказалась и российская Партия мира и единства президента Путина, КПРФ, а также компании, связанные с партией русского националиста Владимира Жириновского. Бывший министр внутренних дел и постоянный представитель Франции в ООН Шарль Паскуа также оказался в списке 'аль-Мады'. Среди прочих была президент Индонезии Мегавати, о которой говорят, что она получила миллион баррелей нефти 'как дочь президента Сукарно', и один миллион баррелей как Мегавати.
Получателям нефтяных 'гарантий' не было необходимости самим торговать нефтью. Они могли просто продать свои гарантии нефтеторговцам и получать от 10 до 30 центов за баррель.
Хорошим примером того, как система использовалась в качестве инструмента политического влияния, является случай с Шакиром Хафаджи, одним двух американо-иракских бизнесменов в списке. Г-н Хафаджи признался в своем интервью газете 'Файнэншл Таймс' на прошлой неделе, что он получил некоторый объем нефти от Саддама и продал ее итальянской фирме от имени своей семьи. Именно Хафаджи предоставил 400 миллионов долларов для финансирования документального фильма Скотта Риттера, бывшего инспектора ООН по вопросам вооружений, призывавшего к отмене режима санкций в Ираке.
Собственное расследование ООН, возглавляемое Полом Волкером, бывшим председателем Федерального резерва США, направлено прежде всего на доказательство вины Беннона Севана, армянина кипрского происхождения, который координировал программу 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Некий 'г-н Севан', фигурирующий в списке газеты 'аль-Мада' якобы получил 14,3 миллиона баррелей нефти, из которых 7,291 миллиона на самом деле 'исчезли неизвестно куда'.
Однако г-н Севан, которого попросили подождать с уходом в отставку на время расследования, отрицает обвинения в свой адрес. 'Мне бы хотелось заявить, что обвинения, изложенные в иракской газете, не имеют под собой совершенно никакого основания. . . [и] я получал нефть или деньги от ее реализации от бывшего иракского руководства', заявил он.
Телеканал 'Эй-Би-Си' на прошлой неделе сообщил, со ссылкой на американские и европейские разведывательные службы, что трое чиновников ООН (их имена не были названы) получали взятки от Саддама.
'Программа ООН 'Нефть в обмен на продовольствие' являлась для коррумпированного и жестокого режима Саддама Хусейна удобным инструментом получения международной поддержки. Саддам давал взятки политическим партиям, компаниями, журналистам и другим влиятельным лицам', заявил в своем обращении к Конгрессу британский консультант при Иракском правительственном совете Клод Ханкес-Дриэлсма.
'Это гарантировало сотрудничество и поддержку стран, среди которых были и члены Совета Безопасности ООН', добавил он.
Основные игроки
Кофи Анан: Генеральный секретарь ООН с 1997 года, вступил в должность спустя месяц после первой поставки иракской нефти за рубеж в рамках программы 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Пол Волкер: Бывший председатель Федерального резерва США, оказал значительное влияние на формирование экономической политики США. Назначен на должность координатора группы при ООН по расследованию деятельности лиц, связанных с программой 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Клод Ханкес-Дриэлсма: британский бизнесмен, возглавляющий расследование Иракского правительственного совета по поводу скандала вокруг программы ООН 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Бенон Севан: Директор программы 'Нефть в обмен на продовольствие' с октября 1997 года. Отрицает обвинения в получении взяток от Саддама Хусейна.
Шарль Паскуа: Бывший член совета министров, отрицает обвинения иракской газеты в получении взяток.