Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина видит в расширении Европейского союза новый "железный занавес"

Многие украинцы, чувствуя себя брошенными на произвол судьбы, опасаются, что им станет труднее искать работу заграницей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Микулинцы - не город-призрак, но бывают дни, когда он становится на него похожим. Здесь, в Западной Украине, где работы мало, а заработки скудны, единственное, что остается многим людям, это искать работу заграницей, в особенности где-нибудь в Европе. А потому расширение на этой неделе Европейского союза, который подошел вплотную к границе Украины, только лишь углубило чувство тревоги по поводу того, что ждет людей здесь.

Микулинцы, Украина, 25 апреля 2004 года. Теодозий Онискив стоял перед своим домом, когда мимо протарахтел автомобиль старой советской марки. Он кивнул в сторону водителя. "Его жена находится заграницей, а дочь тоже собирается уехать, чтобы заработать денег", - сказал Онискив. Он проследил глазами за удалявшимся автомобилем. "А вон в том доме, - сказал он - уехали и муж, и жена". Он показал еще на один дом: "А там жена сегодня уехала в Польшу".

Микулинцы - не город-призрак, но бывают дни, когда он становится на него похожим. Здесь, в Западной Украине, где работы мало, а заработки скудны, единственное, что остается многим людям, это искать работу заграницей, в особенности где-нибудь в Европе. А потому расширение на этой неделе Европейского союза (ЕС), который подошел вплотную к границе Украины, только лишь углубило чувство тревоги по поводу того, что ждет людей здесь.

Более плотно закрытые границы затруднят украинцам поездки в другие страны в поисках работы. С учетом того, что в субботу трое их соседей, Польша, Словакия и Венгрия, вступают в ЕС, многие украинцы чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, поскольку снова оказываются по другую сторону того, что в народе именуют новым "железным занавесом", который опускается над Европой.

"Мы ничего хорошего от этого не ждем, - сказала Тетьяна Довбуш, школьная учительница, у которой в классе полно детей, чьи родители выехали на работу в Европу. - Никто не ожидает, что Украине широко отворят двери. Никто не думает, что жить станет лучше. ЕС о нас не думает. Их главная забота, как закрыть двери навсегда".

В результате того, что буквально через какие-то недели после расширения НАТО в ЕС принимают 10 новых членов, большинство которых в прошлом входили в состав советского блока, появится то, что официальные лица и дипломаты именуют "серой зоной": 65 миллионов человек, проживающих на территории трех бывших советских республик, Украины, Белоруссии и Молдавии, окажутся зажатыми между Европой, с одной стороны, и Россией, с другой.

Эти три страны, оказавшиеся вне обеих блоков, не знают, куда им повернуть, склоняясь то туда, то сюда. Поскольку ЕС высокомерно относится к Украине, украинский парламент на прошлой неделе ратифицировал соглашение о пока еще не до конца определенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, который именуется "Единым экономическим пространством". Но одновременно Украина в этом месяце одобрила новый меморандум о взаимопонимании с НАТО, в котором изложены перспективы взаимодействия, и на прошлой неделе запретила русский язык на украинском телевидении.

Без более развитых экономик остальной Европы или без нефтяных запасов России страны "серой зоны" обречены бороться за свое выживание. Что касается средних уровней заработка, в опубликованном в прошлом месяце докладе Федерации европейских работодателей (Federation of European Employers) сказано, что Украина, Белоруссия и Молдавия занимают, соответственно, 44, 45 и 46-е место в списке из 46 обследованных стран.

Экономика Украины растет, однако 86% украинцев из числа опрошенных в прошлом году Международным фондом избирательных систем (International Foundation for Election Systems), базирующейся в Вашингтоне неправительственной организацией, которая получает гранты от правительства США, все еще оценивали экономическую ситуацию как "плохую" или "несколько плохую".

Чувство обиды оттого, что их не приняли в расширяющийся ЕС, особенно остро среди украинцев в западных областях страны, которые до советско-нацистского пакта 1939 года входили в состав Польши. "Мы являемся буфером, - жаловалась Довбуш. - Так было всегда. Это самое опасное место".

Хригорий Бурбеза, член городского совета областного центра Тернополь, воспринимает все происходящее как лично его касающееся. "Почему они не хотят принимать хорошо подготовленных европейцев с Украины? - спросил он. И чем мгновение сам же ответил: "Это эгоизм Европы".

Западная Украина поставляет рабочую силу в Европу многие годы. Правительственное исследование 994 сельских населенных пунктов в Тернопольской области в 2001 году выявило, что 50000 человек из общего числа почти 1,1 млн. жителей области ежегодно уезжают заграницу искать работу. Почти треть из тех, кто выехал на работу заграницу, находились в Польше, которая буквально через считанные дни войдет в состав ЕС, требующий от своих членов более жесткого пограничного контроля и учета мигрирующих работников. В целом находящиеся заграницей украинцы, как было отмечено в докладе, посылали около 100 млн. долл. США своим семьям в Тернопольской области. Некоторые специалисты считают, что вышеназванная сумма составляет небольшую толику реально присылаемых денег.

Олександр Левченко, соавтар обследования сельских населенных пунктов Тернопольской области, сказал, что тех украинцев, возможно, насильственно вытеснят из расширившегося ЕС обратно на родину, где средний месячный заработок в 66 долл. США является самым низким во всей Украине.

"Они вернутся и будут требовать работы, а правительство не сможет им ее предоставить", - сказал он, сидя в тернопольском ресторанчике, который называется "Cafe Europe". Размышляя над этим посланием Запада, он добавил: "Это бессмысленно. С одной стороны, они заявляют 'Отвернитесь от России, повернитесь к Европе'. Но дорога в Европу закрыта".

Украинцы ездят этой дорогой вот уже более десятилетия, с того самого момента, как распад Советского Союза открыл границы и закрыл заводы и фабрики. Поначалу большинство мужчин отправились на работу в Европу. Но в последние годы, как говорят местные чиновники и жители, женщины оказались первыми в числе тех, кто ищет работу заграницей, нередко оставляя дома детей и деформируя социальную структуру сельских общин, которые не привыкли жить без сестер, матерей и жен.

Жена Бурбезы последние 2 года работает где-то в Европе, присылая деньги и посылки для детей. "Они по ней скучают, - сказал он. - Но мы справляемся".

Теодозий Онискив насчитал в своей округе 18 домохозяйств, где кто-нибудь работает заграницей. Его жена, Олена, отправилась в Италию, где они с сестрой ухаживали за пожилыми людьми и убирались в домах. Олена получала 600 долл. США в месяц, что было гораздо больше мужниной пенсии в 46 долл. США. "Люди, работающие заграницей, посылают домой много денег, - сказал Онискив, 50-летний отставной офицер милиции. - Если их разумно тратить, то все это имеет смысл".

Но Олена в Италии захворала и, в конце концов, вернулась домой, где и умерла от рака в возрасте 48 лет. В память о ней Онискив построил перед своим домом маленькую часовню.

Некоторую, по крайней мере, часть массового исхода населения с Украины можно приписать торговле "живым товаром" и сексуальному рабству. В прошлом месяце двоих супругов, работавших учителями в Тернополе, осудили за продажу молодых украинских женщин в бордели в Турции. Мужу дали шесть с половиной лет тюрьмы, жене - три года условно. "Они пытались вербовать девушек из деревень, молодых, симпатичных девушек в возрасте 19-25 лет", - сказал сотрудник местного управления МВД Сергей Шворников.

Подобные истории становятся все более обычными. Число уголовных обвинений против торговцев "живым товаром" в Украине ежегодно , начиная с 1998 года, возрастет в 2 раза; в прошлом году было рассмотрено в судах 289 дел такого рода. "Работы нет, - сказала Марина Пасечник, соординатор программы борьбы с торговлей "живым товаром" в Тернополе. - Им нечем кормить детей. И тогда появляются торговцы".

Даже те женщины, кто уезжает добровольно, нередко оставляют дома детей. Довбуш сообщила, что у трети учеников ее школы матерей нет дома. Она отмечает увеличение употребления спиртного и курения среди ее учеников, большее число неприятностей в столь ранние годы жизни. Кое у кого из подростков денег стало больше в силу того, что их им присылают из-за границы, и эти подростки, кажется, перестают уважать власть старших.

"Множество семей распались в последние несколько лет, - сказала Довбуш. - Как правило, наши мужчины не способны переносить одиночество. Они начинают пить и катятся под гору. . . Есть семьи, в которых происходит самая настоящая трагедия".

Никто до конца не уверен, как все это изменится в результате нового "железного занавеса" ЕС. Кое-кто тревожится, что это будет означать только лишь новые страдания и меньшие возможности. Другие полагают, что украинцы найдут новые пути для преодоления этой стены.

Если только в Украине снова не заработают крупные заводы и фабрики, и украинцы не начнут получать нормальные заработки, люди и дальше будут уезжать заграницу в поисках работы, даже нелегально, - сказала Пасечник. - Получаемые ими заграницей в качестве нелегальных иммигрантов деньги все равно будут больше, чем те законные деньги, которые они смогут заработать здесь".