25 апреля 2004 года. Вчера вечером стало известно, что скрытный английский адвокат сидящего в тюрьме магната Михаила Ходорковского буквально за несколько дней до того, как погиб в загадочной катастрофе вертолета, стал полицейским осведомителем.
Стефен Кертис (Stephen Curtis), помогавший управлять огромной финансовой империей российского миллиардера, погиб в прошлом месяце, когда его 6-местный вертолет "Augusta 109" разбился в поле под городом Бурнемаут (Bournemouth).
Сотни людей присутствовали на похоронах в городе Дорсет (Dorset), в том числе Борис Березовский, другой российский олигарх и политический противник президента России Владимира Путина.
Вновь открывшиеся свидетельства бросают тень сомнения на обстоятельства смерти адвоката. Полицейское расследование на высоком уровне пытается выяснить, действительно ли катастрофа была случайной.
Г-н Кертис, как заявил вчера вечером Четвертый новостной канал, являлся информатором Национальной службы криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service, NCIS) в Лондоне, однако до того, как погиб, встречался со своим оперативным руководителем всего дважды.
Г-н Кертис управлял международным финансовым объединением (МФО) "Менатеп Груп", которое контролирует гигантскую нефтяную компанию ЮКОС. Он являлся доверенным лицом бывшего босса ЮКОС'а г-на Ходорковского, который попал в немилость к президенту Путину и был обвинен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Чиновники Управления по расследованию авиационных происшествий (Air Accidents Investigation Branch, AAIB) заявили, что они не торопятся выдвигать одну какую-то версию происшествия, а для сложения вместе осколков вертолета может потребоваться много месяцев, поскольку взрыв был очень сильным.
В ноябре прошлого года, когда главные фигуранты дела ЮКОС'а находились либо в тюрьме, либо в бегах, г-н Кертис стал управляющим директором группы "Менатеп". Это назначение было сделано с расчетом на то, чтобы один из ключевых менеджеров стал недосягаемым для российских властей.
Г-н Кертис, фотографий которого до сего дня никто не видел, родился в 1958 году в городе Сандерленд (Sunderland) и изучал экономику и право в университете города Аберистуит (Aberystwyth). До того как поступить в международную юридическую фирму "Fox & Gibbons", где он создал себе сеть арабских клиентов из зоны Персидского залива, он работал в качестве клерка в королевском суде города Честер (Chester).
В фирме "Fox & Gibbons" он имел отношение к стратегической сделке по нефти между одной российской нефтяной компанией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). В 1994 году он создал собственную адвокатскую практику, "Curtis & Co" на фешенебельной улице Парк-Лейн (Park Lane) в Лондоне, но в 1998 году оставил ее, так как стал больше заниматься делами группы "Менатеп". На г-на Ходорковского он произвел столь сильное впечатление, что, когда этот олигарх в октябре прошлого года оказался в тюрьме, г-на Кертиса вытащили из тени и сделали боссом, контролировавшим 30% авуаров г-на Ходорковского.
В предшествовавшие катастрофе недели усилились угрозы его жизни, и он был убежден, что его прослушивают российские власти и деловые конкуренты. Он сказал, что планирует продать свою лондонскую квартиру, потому что она стала слишком хорошо известна.
То, насколько он был важен для ЮКОС'а, можно видеть из документов, попавших в руки Четвертого канала. В 1999 году, например, он разработал организационную структуру для офшорного торгового бизнеса ЮКОС'а, передав под его контроль компании таким образом, чтобы скрыть их связи с нефтяной компанией и тем самым не позволить российским властям узнавать о подлежащих налогообложению продажах.
С того времени ЮКОС'у были вменены недоимки по налогам на общую сумму 3,5 млрд. долл. США, и эта компания стала объектом целенаправленных атак президента Путина, который, надо полагать, стремится нейтрализовать ставшего чрезмерно могущественным олигарха. Этой компании, на московскую штаб-квартиру которой на прошлой неделе снова был налет, запрещено продавать или переводить свои авуары. Ожидается, что суд над г-ном Ходорковским, который отрицает обвинения в мошенничестве, начнется в России в июне с.г.