Роберт МакНамара был министром обороны при президентах Кеннеди и Джонсоне. Хелен Кэлдикотт - педиатр и президент Исследовательского института ядерной политики.
Продолжая бороться с уязвимостью США перед атаками террористов, мы упускаем из виду самую главную опасность, которую не видят ни политики, ни службы по чрезвычайным ситуациям. Тысячи ядерных ракет России направлены на США.
Как это возможно, ведь Холодная война закончилась почти пятнадцать лет назад? К сожалению, с тех пор стратегия выбора целей России и США осталась практически прежней, несмотря на то, что отношения между двумя странами претерпели серьезные изменения.
Большинство считает, что угрозы ядерной атаки, вызванной случайностью, человеческой ошибкой или преступным умыслом, больше не существует. Однако документ из управления иностранных военных исследований США, датированный январем 2002 года и озаглавленный 'Алгоритмы расчета данных наведения ракет на цели на территории Америки, советская военная оценка', утверждает, что, к примеру, Нью-Йорк является самой главной целью на атлантическом побережье страны после крупных военных объектов.
Доклад, подготовленный Бюро технической оценки проектов США в 1980х, до сих пор не утратил актуальности. В нем указывалось, что по советским планам ядерной войны, по две бомбы мощностью 1 Мт были нацелены на каждый из трех аэропортов Нью-Йорка, по одной - на каждый крупный мост, две - на Уолл-стрит и по две на каждый из четырех нефтеперерабатывающих заводов. Мишени также включали крупные железнодорожные вокзалы, электростанции и порты.
Недавний доклад Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, посвященный готовности к ядерной атаке, для наглядности содержит карту, изображающую разрушение Нью-Йорка ядерными ударами и последующими огненными бурями и радиоактивными осадками. Миллионы людей погибнут сразу же. Остальные - чуть позже, от ожогов и радиации.
И Нью-Йорк будет не единственным разрушенным городом. Согласно докладу о планировании ядерной войны, подготовленному Национальным советом по охране ресурсов, большая часть из 8200 ядерных боеголовок России направлена на США, тогда как в арсенале США - 7000 наступательных стратегических ядерных боеголовок, направленных в основном на ракетные пусковые установки и командные центры в России. Разрушительная сила каждой боеголовки в 20 раз превосходит силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Из 7000 американских ядерных боеголовок 2500 поддерживаются в состоянии полной боевой готовности и могут быть запущены молниеносно. Для того, чтобы эффективно ответить на удар, у командира Стратегического авиационного командования США есть только три минуты, чтобы решить, обоснованно ли предупреждение о ядерной атаке. Ему дается десять минут на то, чтобы найти президента и тридцать секунд, чтобы доложить о вариантах ответного удара. А у президента есть три минуты, чтобы принять решение о запуске ядерных ракет и выбрать цели, сообщает центр оборонной информации. Ракеты достигнут целей на территории России через 15-30 минут после запуска.
Примерно также обстоит дело и в России, однако там система раннего предупреждения быстро приходит в упадок. В обеих странах эти системы поднимают тревогу чуть ли не ежедневно. Причинами могут быть лесные пожары, запуски спутников, отражения солнца от поверхности облаков или океанов. Более серьезное беспокойство, однако, вызывает сложность гарантированной защиты этих компьютеризованных систем и командных центров от террористов и хакеров.
Две ядерные сверхдержавы по-прежнему обладают 96% мирового ядерного потенциала в количестве 30 тысяч боеголовок. Очевидно, что их ядерное планирование и выбор целей представляют серьезную угрозу национальной безопасности.
Комитеты Сената и Палаты представителей по вооружению и международным отношениям должны обратить внимание на эти угрозы народу США и планеты.
Сегодня Россия и США называют себя союзниками в борьбе против международного терроризма. В этом случае их первейшим долгом должно быть немедленное и быстрое ядерное разоружение вместе с шестью другими ядерными державами (Францией, Великобританией, Китаем, Индией, Пакистаном и Израилем). Одновременно Совет Безопасности ООН должен гарантировать, что никакие другие страны, в особенности Иран и Северная Корея, не смогут получить ядерное оружие.
По словам директора Международного агентства по атомной энергии Мохамеда Эль-Барадеи, необходимо выработать четкий план ядерного разоружения. В этом случае время не на нашей стороне.