26 апреля 2004 года. Российский стальной король Алишер Усманов, который купил 14% англо-голландской сталелитейной группы "Corus", не боится конфликтных ситуаций. Он отсидел 6 лет в тюрьме; его имя связывают с бывшим министром кабинета, а также с русской мафией; за 18 лет он скопил личное состояние в сумме 1,7 млрд. английских фунтов стерлингов.
Но сейчас он отхватил себе очень заметный, даже по его меркам, кусок одной из самых больших в мире сталелитейных групп, которая сформировалась 5 лет назад при слиянии компаний "British Steel" и " Royal Hoogovens".
С того момента как его зарегистрированная на о. Кипр холдинговая компания "Gallagher" год назад появилась в регистре держателей акций, в группе "Corus" ощущается беспокойство относительно дальнейших намерений Усманова.
Надеялись, что его намерения прояснятся на состоявшемся в прошлый четверг общем собрании акционеров. Усманов предложил ввести в состав совета директоров группы "Corus" нового члена, не являющегося исполнительным лицом, а именно одного бывшего исполнительного директора голландской сталелитейной компании. Однако буквально накануне собрания Усманов отозвал эту кандидатуру. Он, как совершенно очевидно, понял, что не имеет достаточной поддержки от других инвесторов.
Но мы далеко не в последний раз слышали об Усманове, который имеет репутацию корпоративного воина. Он сегодня вложил в эту компанию 225 млн. английских фунтов (из которых почти 100 млн. фунтов - нереализованная прибыль). Усманов может себе позволить повременить; и он видит потенциальную возможность сделать деньги, настаивая на структурных переменах и объединяя правление.
Компания "Gallagher" на прошлой неделе заявила: "Мы по-прежнему сильно озабочены эксплуатационными показателями группы "Corus" и в подходящий момент намерены обсудить этот вопрос с компанией".
Президент группы "Corus" Джим Ленг (Jim Leng) и его французский генеральный исполнительный директор Филип Варэн (Philippe Varin) называют Усманова "нежелательным отвлечением". Президент имел с представителями Усманова четыре встречи, три - в Лондоне и одну - в Москве. Вот что сказал Ленг: "Ни разу не было упомянуто о том, что сегодня выливается в проблемы".
Ленгу придется научиться вести дела с Усмановым, который хочет увеличить свою долю в компании до 20%. Россиянин утверждает, что эта инвестиция уравновешивает его глобальный портфель и обеспечивает доступ к катаной стали, производимой на заводах группы "Corus" в Нидерландах и в городе Порт-Талбот, графство Южный Уэльс.
Усманов - первый россиянин, купивший большой кусок крупной международной компании, и некоторые его тактические ходы заставляют высоко поднимать брови. На прошлой неделе, после ежегодного собрания, он запретил британским журналистам проводить пресс-конференцию по телефону.
Усманов, кроме того, является человеком с прошлым. После обучения в Московском институте стали он на 8 лет сел в тюрьму за то, что рассорился с властями в своем родном городе. Его откровенные высказывания разозлили власти города, где его отец был государственным прокурором. Он был освобожден после отбывания трех четвертей срока, когда к власти пришел Михаил Горбачев.
Усманова помиловали, и все упоминания о его деле были изъяты из милицейских архивов. Его представитель по связям с общественностью сказал: "С ним поступил плохо тот режим, с которым он не хотел мириться. Он - герой нового режима".
Впоследствии Усманов всплыл как один из высших предпринимателей России, которым восхищался президент Владимир Путин. Его состояние оценивается в сумму более 3 млрд. долл. США, или более 1,7 млрд. английских фунтов стерлингов.
Освободившись из тюрьмы в 1986 году, когда ему было немногим более 30 лет, Усманов организовал выкуп с использованием кредитов Оскольского электрометаллургического комбината, Лебедянского горнорудного комбината и Оленегорского комбината. Это сделало его влиятельной фигурой в добыче руды и в производстве стали, и сегодня он является одним из пяти стальных королей России. Это, в свою очередь, породило спекуляции, что он хочет поставлять свою продукцию группе "Corus".
В этом месяце его компания отправила группе "Corus" в качестве образца 200 кг железной руды. Лагерь Усманова отрицает, что у него имеется цель поставлять руду.
Имя Усманова упоминается в связи с членами русской мафии. Его представитель по связям с общественностью говорит, что это не является чем-то необычным для России, где все сделки агрессивно освещаются в средствах массовой информации (СМИ), и "каждого пытаются обвинить в связях с тем или иным представителем мафии". Усманов настаивает: "Это не мой мир".
Усманов купил долю группы "Corus", когда цена ее акций была минимальной, и наварил на этом солидный куш. Вопрос сегодня в том, не отпугнет ли других инвесторов его появление в регистре держателей акций. Он подтверждает свою репутацию сторонника перемен, а "Corus" является таким объектом, которому все еще требуется корпоративная хирургическая операция.
Группа "Corus" считает, что способна совершить поворот к лучшему без его вмешательства. Ленг только что доложил о том, что впервые за последние 4 года его группа дала квартальную прибыль, выпустила новые акции, предложенные акционерам компании, и сегодня имеет платформу, на которой можно строить будущее. Усманов, что совершенно очевидно, думает иначе.