МОСКВА. - В 2002 году Соединенные Штаты и другие ведущие промышленные государства мира провозгласили 'общемировое партнерство против распространения оружия массового поражения и материалов для него', а также беспрецедентную программу стоимостью в 20 миллиардов долларов, по которой России оказывалось содействие в том, чтобы ее ядерные, биологические и химические материалы не попали в руки террористов.
С тех пор прошло два года, но российские и западные специалисты предупреждают, что тонны российских запасов смертельных веществ остаются такими же незащищенными, а провозглашенное общемировое партнерство находится на грани развала.
Как рассказали специалисты в конце прошлой недели, в реальности по программе была перечислена только малая часть средств, которые обязались выделить страны 'Большой восьмерки'. Огромная часть этих денег была съедена юридическими спорами, бюрократическими проволочками, нежеланием российских властей предоставлять допуск на секретные объекты, а также сопротивлением российской общественности сотрудничеству с Соединенными Штатами и вообще с Западом.
В результате многие люди в России, считающие, что помощь западных стран в охранении и утилизации оружия массового поражения - просто предлог для шпионской деятельности, думают, как бы справиться и без этой помощи.
- Партнерство находится на грани развала, - говорит Владимир Орлов, эксперт по вопросам нераспространения оружия массового поражения из московского Центра политических исследований, - России давно пора задуматься о том, как отказаться от вредной привычки вечно зависеть от доноров.
Весь вопрос в том, как оплатить введение дополнительных мер безопасности, которые, как говорит Орлов, необходимо немедленно ввести на 30 особо уязвимых объектах по всей России. Да и другие объекты, на которых хранится по 600 тонн оружейного плутония и урана, практически не защищены 'ничем, кроме проволочного забора и охранников', по словам Лоры Холгейт (Laura Holgate), члена американской организации 'Инициатива против ядерной угрозы' (Nuclear Threat Initiative), деятельность которой сосредоточена в том числе и на защите ядерного арсенала стран бывшего Советского Союза.
Россия утверждает, что не может сама оплачивать эти дополнительные мероприятия, хотя президент Владимир Путин и заявил на встрече 'Большой восьмерки' в 2002 году, что террористы, вооруженные оружием массового поражения - 'главная угроза безопасности в 21-м веке'. 'Большая восьмерка' ответила обязательством выделить 10 миллиардов долларов в течение 10 лет.
Однако, по словам В. Орлова, в России за два первых года выполнения программы освоено только 48 миллионов долларов.
- Мы не можем откладывать введение дополнительных мероприятий по физической охране, - сказал он на московской конференции, посвященной вопросам, которые в этой связи планировалось поставить перед лидерами 'Большой восьмерки', которые в следующем месяце должны встретиться на острове Морском у побережья американского штата Джорджия, - террористы не будут рассчитывать на десять лет вперед.
Орлов утверждает, что 'террористические организации ищут наименее защищенные объекты'. Два года назад на одном из ядерных объектов, которые вообще-то должны быть секретными, обнаружили несколько чеченских боевиков, которые высматривали систему безопасности.
В Москве и Вашингтоне чеченских сепаратистов связывают с 'Аль-Каидой', и сами лидеры боевиков предупреждали о том, что в будущем они, возможно, нападут на какой-нибудь ядерный объект.
Два года назад группа чеченских боевиков в 41 человек захватила здание театра в Москве. У нее вполне хватило бы сил, чтобы уничтожить охрану любого из удаленных и плохо защищенных ядерных объектов в России, считает Максим Шингаркин, в прошлом майор и сотрудник структуры, которая охраняет российские стратегические арсеналы.
С 1992 года Вашингтон потратил более 7 миллиардов долларов на то, чтобы обезопасить хранение ядерных материалов и утилизировать тысячи ядерных ракет бывшего СССР. Партнерство в рамках 'Большой восьмерки' должно было расширить эти усилия и разделить финансовое бремя с ведущими державами Европы и Японией. Однако, как говорит Орлов, из 200 миллионов долларов, которые обязалась выделить Япония, в реальности пришло только менее 2 миллионов. Франция, которая пообещала 750 миллионов долларов, вообще еще не выделила ни цента.
Как сказал Ален Матио (Alain Mathiot) из Комиссии Франции по атомной энергии, 'если 2003 год был временем размышлений, то 2004 год должен стать временем действий'.
По словам же Джеймса Харрисона из министерства обороны Великобритании, британские деньги, выделенные на постройку в Сибири завода по уничтожению химического оружия, без которого России не утилизировать свой арсенал в 40 тысяч тонн, не может начаться, пока не будут разрешены споры. Также эти споры задержали выделение финансирования со стороны Соединенных Штатов.
Кроме того, как сообщил Посол Канады в России Кристофер Вестдаль (Christopher Westdal), канадский проект стоимостью в 25 миллионов долларов по постройке 11-мильной железной дороги для подвоза химических боеприпасов к этому заводу также находится в подвешенном состоянии уже в течение пяти месяцев из-за 'процедурных вопросов', решаемых с Москвой. Общий взнос Канады, оцениваемый в 750 миллионов долларов, задерживается из-за неспособности российских властей предоставить 'развернутую информацию' об объектах, включенных в проект.
Программа по утилизации 34 тонн оружейного плутония была приостановлена еще четыре года назад из-за спора о том, должна ли Россия обязаться не предъявлять претензии Вашингтону в случае совершения диверсии американским сотрудником, что довольно сложно представить.
- Не недостаток ресурсов, а бюрократия мешает попыткам ограничить распространение оружия массового поражения, - говорит Л. Холгейт.
Споры по праву доступа приостановили практически половину всех программ, по которым Соединенные Штаты модернизировали системы безопасности на ядерных объектах в России. В результате многоуровневые проволочные ограждения и системы сигнализации, предназначенные для установки на десятках российских ядерных объектов, были привезены в Россию, но уже четыре года лежат на складах.
- При реализации проекта очень важно, чтобы принимающая сторона была совершенно открыта и рассказывала обо всех аспектах данного проекта, - заявил контр-адмирал Джон Берд (John Byrd), глава Агентства Соединенных Штатов по снижению военной опасности (US Defense Threat Reduction Agency), - не всегда нам действительно раскрывали такие детали.
По словам генерал-полковника Евгения Маслина, который командовал стратегическими арсеналами России с 1991 по 1997 годы, Москва также не желала предоставлять американским делегациям доступ на военные объекты, хотя Вашингтон предоставил русским равные права доступа во все учреждения.
Стороны стремятся прийти к компромиссу, в рамках которого американские компании, выполняющие работы по этой программе, могли бы указать заслуживающую доверия российскую фирму, которая могла бы представлять их на секретных объектах.
Однако выбор в пользу российских исполнителей работ может быть рискованным. Проект транспортировки российских
межконтинентальных баллистических ракет СС-18 'Сатана' на завод по их утилизации, который профинансировали Соединенные Штаты и который должен был начаться вчера, был все же отложен, 'потому что фирма, получившая контракт, оказалась просто не готова исполнять такие работы', как заявил Николай Шумков, сотрудник Российского авиационно-космического агентства.
Даже предложение использовать российских субконтракторов не остановило тех, кто подозревает, что американская помощь в программе разоружения России каким-то образом направлена ей во вред, а не на благо.
- Есть еще общественное мнение, группы по защите окружающей среды. . . и особенно политики, играющие на подобных подозрениях, которые говорят: 'они поставляют из Америки черт знает что - то, что американцы не используют дома, но отдают нам', - сказал Н. Шумков.
Он добавил, что именно общественность выдвинула протесты против того, чтобы Америка выделяла деньги на программу по уничтожению ракетного топлива. Такие же подозрения не дают строить и заводы по уничтожению химического оружия.
- Половина населения думает, что все это - план проникновения шпионов на российские объекты, - сказал Холгейт.
Вопросы безопасности стояли на первом месте, когда Россия запретила странам-донорам обмениваться между собой полученной информацией о российских военных объектах. Но, как сказал Холгейт, иногда это приводило к тому, что сами страны-доноры ослабляли усилия друг друга.
В одном из последних таких случаев, Россия хотела, чтобы Соединенные Штаты построили ограждение вокруг ядерного объекта, но русские не могли обеспечить его круглосуточную охрану. Американцы отказались, указав, что если забор не охранять, то он и может стать укрытием для нападающих. В это время другая страна-донор, которая не знала о споре, все-таки построила забор.
- В результате может снизиться уровень физической безопасности, - подчеркнул Холгейт.