В это утро Елена Вячеславовна встала рано. Усталость с лица 29-летняя женщина сняла губной помадой и дневным кремом. С семи часов утра дипломированный математик стоит в очереди. Очередь - феномен социалистической экономики дефицита, - считавшаяся явлением, ушедшим в прошлое, снова стала явью у московского центра шведского концерна, производящего косметику 'Oriflame'.
Елена 128-я. Некоторые из 200 женщин прямо на лестнице пробуют самые последние марки губной помады и кремов, другие заполняют листы заказов. Через три часа Елена выходит с полными сумками. Новейшую коллекцию губной помады и пудры она получила в кредит. Средства красоты она собирается продать своим коллегам на факультете математики. Надбавка к цене составляет 30 процентов - выгодный бизнес для ученого, которая получает за свою работу в университете в пересчете 150 евро в месяц.
Елена одна из 500 000 россиянок, которые продают продукцию компании 'Oriflame' в кругу знакомых. На непосредственную распродажу по системе наращивания клиентуры делают ставку не только шведы, для которых Россия является самым важным рынком. Договорные отношения с 300 000 женщинами, такими, как Елена, имеет также компания 'Avon', конкурент из США.
Россия - один из самых быстро растущих рынков косметики и парфюмерии в мире. В 2004 году оборот рынка составит, как предполагается, 6,6 миллиарда долларов США.
Глава крупнейшей российской сети магазинов по продаже косметики 'Арбат Престиж' Владимир Некрасов рассчитывает на рост, в зависимости от сегмента рынка, на уровне от 25 до 40 процентов. В течение трех лет Россия, по его словам, переместится с шестого на третье место. Лидерами рынка являются компании 'L"Oreal', 'Procter & Gamble', а также 'Beiersdorf'. Рынок поделен в равных долях между зарубежными и отечественными производителями.
Согласно данным российского Института исследования рынка 'Comcon', россиянки тратят на косметику в среднем двенадцать процентов своего дохода - в два раза больше, чем на Западе. Со времени прихода к власти четыре года назад президента Владимира Путина внутренний валовой продукт увеличился на треть, реальная заработная плата выросла за прошедшие годы, согласно официальным данным, в пересчете до 180 долларов США. Постепенно остается все больше денег и для покупки косметики.
Комании 'Avon' и 'Oriflame' собираются налаживать производство прямо под Москвой. За ними могут последовать и другие производители. Это рынок, где прибыль получают и немецкие концерны. Так, компания 'Douglas' открыла совместно с российским партнером 'Rivoli' магазины в Москве.
А продукция 'Nivea' компании 'Beiersdorf' пользуется такой же известностью, как и на Западе. Если до прошлого года гамбургский концерн сравнивал ситуацию в России с послевоенной Германией - с той разницей, что пятидесятилетний этап развития Германии уложился в десятилетние рамки развития в России, - то теперь бизнесменам из Гамбурга приходится умерять свой пыл. Оборот в России сократился на десять процентов. 'После стремительного подъема дело пошло медленнее. Но это не поставит нас на колени', - говорит один из представителей концерна. Российские потребители не очень связывают себя с определенной компанией, они чаще меняют свои предпочтения, описывает он разницу местного рынка от рынка на Западе.
Даже если сбыт продукции марки 'Nivea' останавливается, это не означает, что ее стали покупать меньше. Дело в том, что с некоторых пор появляется все больше фальсифицированной продукции. Подделки сегодня уже не такие грубые, как несколько лет назад. 'Это зачастую копии, близкие по качеству к оригиналу', - жалуется председатель правления Рольф Куниш (Rolf Kunisch). Из-за пиратского товара получаются не только убытки, страдает также имидж. 'Часто упаковка - один к одному, а товар внутри не тот. Еще хуже, когда покупатель думает, что мы производим продукцию посредственного качества', - говорят в концерне 'Beiersdorf'. Согласно данным российского Министерства экономического развития, фальсифицируется от 15 до 30 процентов продукции 'Beauty'.
С прилавков магазинов торговой сети 'Арбат Престиж' убрали продукцию производителей дорогой косметики LVMH, 'Cofidec' и 'Cosmopolitan Cosmetics'. Глава сети магазинов 'Арбат Престиж' обвинил производителей в том, что те работают рука об руку с серым рынком, где оригинальную продукцию, свободную от налогов и таможенных пошлин, можно приобрести по намного меньшей цене, чем в магазине. 'Производители должны прекратить продавать свою продукцию через черный рынок, в подвалах, в пешеходных переходах и на рынках'.
Торговец парфюмерией Некрасов сам запах косметики не переносит, у него от косметики начинает болеть голова. Этот 43-летний человек думает, что в начале девяностых годов, перед тем, как заняться бизнесом на красоте, ему слишком часто приходилось делать пробы запаха - до двадцати в день. Ловкий предприниматель, собравший более 3 000 картин, является одним из самых крупных коллекционеров России. Его торговая сеть считается одной из пяти самых крупных сетей розничной торговли косметикой в мире. В 2005 году Некрасов собирается вложить для расширения бизнеса 500 миллионов долларов США. Крупный торговый дом красоты площадью 5 000 квадратных метров на Пролетарской площади в Москве должен стать самым крупным торговым центром по продаже косметики в мире. Москва для сети магазинов 'Арбат Престиж' слишком мала. Вскоре должны появиться 50 магазинов по всей России.
Долю своей сети магазинов с логотипом в виде сердечка на рынке, в сегменте дорогой косметики, сам Некрасов оценивает на уровне около 25 процентов. Бизнес стимулируют женщины, только 15 процентов оборота приходится на продукцию для мужчин. Ведущее место по продажам занимают тушь для ресниц и губная помада. Если раньше россиянки тратили деньги из семейного бюджета на покупку средств по уходу за телом, прежде всего, на шампунь и мыло, то сегодня лидирующие позиции занимают кремы для красоты. По оценке Некрасова, среднестатистическая покупательница тратит за одно посещение магазина 50 долларов США. Некоторые покупательницы заглядывают в магазин по два-три раза в неделю.
Одним из очень ходких товаров стала продукция концерна 'Калина', представляющая собой российский ответ на товары компании 'Beiersdorf'. На Комсомольской улице в Екатеринбурге концерн упрямо сопротивляется конкуренции импортной продукции. В 1942 году, когда немцы стояли под Москвой, завод 'Новая заря' был эвакуирован за тысячи километров от линии фронта, на Урал. После войны производственные цеха там и остались, сегодня 'Калина', предприятие, оснащенное западным оборудованием, - крупнейший российский производитель косметических товаров.
Судьбу концерна, продукция которого 'Черный жемчуг', 'Лесной бальзам' или 'Чистая линия' известна по всей России, определяет 37-летний Тимур Горяев, собиравшийся в принципе стать прокурором. В прошлом году оборот 'Калины' составил 157 миллионов долларов США, а чистая прибыль - одиннадцать миллионов долларов США. Горяев, считающийся одним из самых богатых людей России, сделавших свои деньги не в сырьевом секторе, имеет две трети акций 'Калины', у банка 'Osteuropabank' - 19 процентов.
Российская косметика не только дешевле и отвечает патриотическим чувствам, но она к тому же завоевала у многих покупательниц славу настоящего натурального продукта. Горяев поэтому рассчитывает на то, что 'Калина' выдержит натиск с Запада. Домашние марки косметики состоялись. В эту среду 'Калина' впишет в свою историю новую главу. В этот день акции концерна будут впервые котироваться на московском фондовом рынке.