Слухи появились в прошлом месяце в прибалтийских государствах, затем они распространились по всей Центральной и Восточной Европе. Алзбета Сантурова (Alzbeta Santurova), пенсионерка, живущая в деревне на юге Словакии, на прошлой неделе услышала один из них: цены на сахар взлетят с нынешних 98 центов до 1,34 доллара США за килограмм. Поэтому Сантурова делает запасы, она покупает 50 килограммов. "Я боюсь, - говорит 65-летняя пенсионерка, живущая на пенсию, равную 170 долларам США в месяц. - Мне нужно как минимум 60 килограммов сахара в год, чтобы делать вино. Не дай Бог я окажусь застигнутой врасплох". Она также планирует купить как минимум 10 килограммов риса, и уже купила 10 литров подсолнечного масла.
Вы можете подумать, что региону грозит война или ураган. Однако покупная лихорадка была вызвана приближением 1-го мая, когда 10 стран, большинство из которых находится в Центральной и Восточной Европе, вступят в Европейский Союз. Среди населения широко распространено убеждение, что вступление в ЕС вызовет рост цен. Сначала в Прибалтике стали скупать соль и сахар, затем в Польше накинулись на сахар, строительные материалы и автомобили. В Чешской республике возник спрос на сахар, рис, и, помимо прочего, на стрижку волос - население начало вносить предоплату за будущее посещение салонов.
Что стоит за этой истерией? Вступление в ЕС вызовет изменения в налогообложении, тарифах и политике поддержания цен. Это означает, что в Польше, например, цены на молочные продукты могут подняться на 10-30 процентов, и что в Чешской республике 11-долларовая стрижка будет стоить 12 с половиной долларов из-за повышения налога на добавленную стоимость. Ожидая повышения цен, многие покупатели возвращаются к практике, освоенной ими при прежних режимах. "Это условный рефлекс, уходящий корнями в коммунистические времена, - говорит Адела Сейдлова (Adela Seidlova), руководитель пражского Центра исследования общественного мнения. - Все знают, что лучше сделать запасы, чем столкнуться с неопределенностью".
И они накапливают. Подстегиваемые идущими по российским телевизионным каналам передачами, красочно описывающими неминуемое повышение цен как расплату за вступление в Европейский Союз, латыши скупили в магазинах всю соль. За один день соли продавалось больше, чем за предыдущий месяц. Этому примеру последовали эстонцы, опасающиеся, что цены на соль могут вырасти в три или четыре раза.
Евгений Болдырев из таллиннской компании по поставкам бакалейных товаров сказал новостной программе Российского государственного телевидения "Вести", что его компания продала в марте 2 000 тонн сахара, что в пять раз больше обычных объемов. В Польше сахарный ажиотаж начался в последнюю неделю марта. Некоторые магазины были вынуждены ограничить отпуск сахара до 10 килограммов одному покупателю, и повысили его стоимость на 50 процентов. Ведущая польская ежедневная газета "Gazeta Wyborcza" назвала происходящее белой лихорадкой. Более изобильная Чехия не сразу подхватила инициативу, хотя в середине апреля и в этой стране население стало скупать сахар и рис.
Оправдана ли эта паника? И да, и нет. Цены на все товары, от цемента до химчистки и бананов вырастут, так как в соответствии с нормами Европейского Союза вырастет налог на добавленную стоимость и другие сборы. Однако выросшие цены будут частично компенсированы более дешевым импортом картофеля, французских вин, испанских оливок и итальянских спагетти. "Для паники нет оснований, - говорит ведущий экономист пражского банка "Volksbank" Маркета Сичтарова (Marketa Sichtarova). - По нашим расчетам, общий рост цен составит не более одного процента". К тому же, по словам Томаса Дртина (Tomas Drtina), управляющего партнера компании "INCOMA Research", занимающейся маркетинговыми исследованиями, сообщения о массовой скупке товаров преувеличены. "На мой взгляд, так поступает не более пяти процентов населения. Они относятся к тем людям, которые в коммунистические времена наполняли свои ванны бензином, когда начинали расти цены. А теперь они идут и покупают 30 килограммов риса".
Тем не менее, паника является неожиданной политической удачей для консервативных партий, выступающих против вступления в ЕС. Например, польская радикальная партия "Самооборона" по результатам опросов общественного мнения повысила свой рейтинг с 17 процентов в феврале до 29 процентов в апреле. Как долго смогут противники расширения зарабатывать себе политический капитал на опасении роста цен, буде зависеть от того, что произойдет в предстоящие недели. А тем временем, у жителей Восточной Европы есть еще несколько дней для походов в магазины.