Два события в одном: окончательный расчет с политикой советского социализма в восточных странах Европы, восемь из них вступают в Европейский союз. Выгоды, предоставляемые этим объединением "европейского семейства" не должны заслонять собой масштаб вызова, который принимают страны, становясь его членами. Тем не менее, хотелось бы надеяться на лучшее предзнаменование, нежели результат референдума, проведенного на Кипре и продемонстрировавшего пределы добрых намерений дипломатии и силу старых демонов.
Если новые государства - члены ЕС удаляются от России, то Евросоюз, напротив, тем самым приближается к ней. Отныне огромная Россия простирается по другую сторону его границ. Этот факт подразумевает абсолютно новую ментальную географию и потребует от Брюсселя разработки специальной политики, просто потому что, если в принципе нельзя забывать о своих соседях, то о таком соседе, Россия, забыть просто невозможно. Особое внимание должно быть оказано новому европейскому меньшинству - русскоговорящему населению прибалтийских стран, для которого Евросоюз должен стать доброжелательно настроенным гарантом. Что касается вопроса меньшинств, ЕС не сможет не принять во внимание и проблему другого национального меньшинства - цыган, народа диаспоры, являющейся в высшей степени европейской, и представляющей собой важную социальную проблему.
Никогда еще со времен подписания Римского договора, возникшие на его основе институты не объединяли столько народов, таких совершенно разных народов. Отсюда вопрос: не станет ли это лишь экономическим объединением? Правила игры требуют от новых стран, вступающих в ЕС, форсированного достижения уровня жизни старых стран-членов. И хотя мы знаем, что европейский локомотив пребывает не в лучшей своей форме и, что интересы могущественных корпораций стремятся затормозить движение, не стоит обращать на это внимание: вперед!