Прошло ровно полгода с момента ареста самого богатого человека России и главы концерна ЮКОС Михаила Ходорковского. 40-летний мультимиллиардер сидит в московской следственной тюрьме 'Матросская Тишина' с 25-го октября 2003 года. Там одаренный предприниматель ждет начала судебного процесса.
Интеллигент с короткой стрижкой и в очках без оправы уже не один месяц готовится к защите в ходе процесса, основательно штудируя документы прокуратуры. Их изучение он обязан завершить, согласно решению соответствующего суда, принятого на прошлой неделе, как всегда, по ходатайству Генеральной прокуратуры, до 15-го мая. Процесс должен начаться, как считает адвокат Юрий Шмидт, в июне или в июле. Процесс может стать крупным политическим событием этого российского лета.
Все предостережения отвергнуты
Ходорковский захотел конфронтации с государством. Почти неприкрытые предупреждения прокуратуры еще до его ареста, что он, мол, должен покинуть страну, если ему дорога свобода, Ходорковский отверг. Он предпочитает быть политическим заключенным, чем политическим эмигрантом, сказал он тогда. Прокуратура обвиняет его в крупном мошенничестве, в уклонении от уплаты налогов и в девяти действиях, караемых законом. Помимо этого он, как это представляет себе сторона обвинения, должен рассматриваться вместе с другими крупными акционерами ЮКОСа в качестве 'организованной преступной группировки'.
Ущерб, который нанес предприниматель государству, составляет, как утверждает сторона обвинения, более миллиарда долларов США. Такие же обвинения предъявляются доверенному лицу Ходорковского Платону Лебедеву, который тоже находится и ожидает суда в следственной тюрьме с июня прошлого года. По мнению адвокатов Ходорковского, процесс против Лебедева может служить для того, чтобы попробовать запугать его коллегу.
От грязных приемов к транспарентности
Что останется от обвинений после суда, неизвестно. Ясно то, что Ходорковский, как и почти все 'олигархи', составил свое состояние на сделках по предварительному сговору во время приватизации. Только в 2000 году и, видимо, не случайно с приходом Владимира Путина, тогдашний глава ЮКОСа стал символом перехода крупных российских предпринимателей к западным принципам управления и к необычной транспарентности. Тот факт, что был арестован именно 'олигарх', предприятие которого первым отказалось от грязных методов, в полном объеме платившее налоги, и глава которого, являясь крупнейшим акционером, выделял сотни миллионов долларов США на реализацию общественных и образовательных проектов, кажется одним иронией судьбы, другим - логичным шагом Кремля, направленным против тех, кто получил слишком много свободы от государственной власти, с помощью которой они когда-то стали крупными предпринимателями.
Наказать в назидание другим
Первоначально речь для Путина и фракции сотрудников спецслужб шла, как считает критически настроенная российская пресса, о том, чтобы лишить олигарха, имевшего политические амбиции, перед думскими и президентскими выборами влияния и одновременно арестовать его в назидание другим олигархам, предостеречь последних, чтобы они не становились на опасный путь.
На выборах в Думу Кремль обеспечил себе большинство в две трети голосов, поддержанные Ходорковским либеральные партии 'Яблоко' и СПС в парламент не прошли, утратили свое политическое влияние и коммунисты, получавшие часть денег от ЮКОСа. Владимир Путин выиграл президентские выборы, набрав более семидесяти процентов голосов. Ходорковский для него теперь больше не является серьезным политическим противником.
Конец будет громким
Тот, кто ожидал, что Кремль быстро, без лишнего шума спустит историю с Ходорковским, нанесшим ущерб имиджу страны за рубежом, на тормозах, в своих предположениях ошибся. События последних недель свидетельствуют, скорее, о том, что Кремль намеревается вынести приговор не только Ходорковскому, но и полностью разрушить концерн ЮКОС. Действительно, ситуация вокруг предприятия, которое оценивается в 30 миллиардов долларов США, становится все мрачнее. На прошлой неделе сотрудники прокуратуры снова проводили в течение нескольких часов обыск в главном офисе компании в Москве, были конфискованы документы. Налоговые органы в этом месяце потребовали от нефтяного концерна доплаты налогов за один год в размере 3,5 миллиардов долларов США.
Доплата налогов в миллиардных суммах
Одновременно московский суд наложил по этой причине запрет для ЮКОСа на любые операции с собственностью. Это вызвало в ЮКОСе, как признал финансовый директор концерна американец Брюс Мизамор (Bruce Misamore), 'шок', Дело в том, что данное решение мешает не только тому, чтобы аннулировать сделку по слиянию с концерном 'Сибнефть', стоившую ЮКОСу несколько миллиардов долларов США. Нефтяной концерн видит себя, как считают некоторые эксперты рынка, даже на пороге банкротства, многие считают вероятным национализацию или раздел концерна. Российский газовый гигант 'Газпром' на всякий случай уже создал свою собственную нефтяную компанию. Рейтинговое агентство 'Standatd & Poor s' снизил рейтинг ЮКОСа как должника сразу на пять позиций - это крупнейшее до сих пор понижение рейтинга российского предприятия.
'Кризис либерализма'
Недавно Ходорковский в своем сочинении 'Кризис либерализма' признал вину олигархов за перекосы в российской экономике, коррупцию и хищническую приватизацию. Он согласился с повышением налогов для нефтяных компаний, решение на этот счет тем временем уже принято. И он назвал Путина более демократичным, чем 70 процентов российского населения. Многие увидели в сочинении раскаявшегося заключенного 'признание своей вины', который пытался также улучшить свои перспективы в преддверии предстоящего процесса. Однако в сочинении можно, как это делает журналистка Юлия Латынина, видеть и программу, посредством которой предприниматель объявляет о том, что он окончательно становится политиком и, тем самым, политическим заключенным. Но политик Ходорковский, к тому же освободившийся от ауры сомнительного олигарха, Кремлю-то как раз и не нужен. Сразу после появления публикации некоторые газеты поставили под вопрос авторство ныне самого знаменитого заключенного. Делалась ссылка на то, что часть материала, над которой тот работал несколько недель, появлялась в Интернете под псевдонимом 'Степанов'. Главный редактор соответствующей Интернет-страницы говорит, что текст материала Степанова он получил из близких к Кремлю кругов, из чего Латынина делает вывод, что спецслужбе важно, чтобы дискредитировать его как политика.