Москва, 26 апреля. В понедельник утром Москва заполнилась слухами, что "Сибнефть", одна из крупнейших в России частных нефтяных компаний, которая сегодня находится в процессе мерзопакостного развода с гораздо более крупной нефтяной компанией ЮКОС, заручилась предварительным согласием Кремля на продажу французской компании "TotalFinaElf" 25% своих акций за 4 млрд. долл. США. Если это правда, тогда наиболее взрывоопасное и, быть может, устанавливающее прецедент корпоративное испытание России, возможно, близится к своему завершению.
ЮКОС является крупнейшей в России частной компанией и объектом безжалостных нападок Кремля на том основании, что она якобы уклоняется от уплаты налогов и виновна в мошенничестве в особо крупных размерах в 1990-е годы, когда проводилась приватизация государственных предприятий. Компании грозит банкротство, продажа или полная смена юридического лица.
Президенту Владимиру Путину явно хотелось бы, чтобы "дело ЮКОС" завершилось, но просто расчленение и распродажа компании и заключение в тюрьму ее главных акционеров никоим образом не проясняет ключевого вопроса этого конфликта между государством и бизнесом: природы прав собственности и главенства закона в России.
С того самого момента, как олигарх Роман Абрамович купил английский футбольный клуб "Челси" (Chelsea), он проводит стратегию ухода из мира российского бизнеса. Продажа им в прошлом году, в ходе слияния с ЮКОС'ом, 92% своей компании "Сибнефть" представлялась как наиболее важный элемент этой стратегии ухода. Нападки Кремля на ЮКОС и ее главных акционеров все это изменили.
С прошлого лета все, что имеет отношение к компании ЮКОС и к ее главным акционерам, особенно к бывшему генеральному директору Михаилу Ходорковскому, ставится под сомнение, если только не видится как опасность. Не удивительно, что г-н Абрамович передумал и отказался от слияния с этой компанией. С благословения Кремля "Сибнефть" объявила, что ЮКОС и "Сибнефть" юридически никогда не сливались. Правда это или нет, будут теперь решать суды в России и заграницей. Однако это не помешало г-ну Абрамовичу выставить объявление "Продается" перед логотипом компании "Сибнефть". На него обратили внимание крупные международные нефтяные компании, причем не только "TotalFinaElf", но и "ChevronTexaco" тоже.
Первое, Кремль вполне устраивает продажа "Сибнефтью" значительного пакета своих акций иностранному концерну. Одобряя эту сделку, Кремль демонстрирует свое дружелюбное отношение к иностранным инвесторам и, кроме того, частично нейтрализует негативные последствия нападок на ЮКОС для своих отношений с западной общественностью и с международными деловыми кругами.
Второе, затянувшаяся судебная волокита сперва в связи со слиянием ЮКОС'а с "Сибнефтью", а после - в связи с их разводом делает весьма реальной перспективу вынужденного банкротства ЮКОС'а. По состоянию на сегодня, решением суда этой компании запрещено продавать свои авуары с учетом продолжающегося расследования правильности уплаты ею налогов в прошлые годы.
Однако если предположить, что слияние никогда не было юридически оформлено, тогда надо считать, что "Сибнефть" сохраняет контроль над своими акциями, и ничто не мешает ей их продать. Совершенно ясно, что это не простое совпадение, что 4 млрд. долл. США, которые надеется положить в карман Абрамович, весьма близки вмененным ЮКОС'у недоимкам по налогам в сумме 3,5 млрд. долл. США. Полное отделение "Сибнефти" от ЮКОС'а, в сущности, делает ЮКОС банкротом, который не способен выплатить налоговую задолженность. Это дает Кремлю возможность отнять у ЮКОС'а лицензии на добычу нефти и распродать все ее авуары. Кремль, кроме того, получает возможность взыскать с компании "Сибнефть" недоимки по налогам в размере 1 млрд. долл. США.
Третье, судьба Михаила Ходорковского и другого акционера ЮКОС'а, дело которого сейчас слушается в суде, становится в определенной степени менее важной. Если не будет компании, которая оказалась в центре грубых нарушений закона, значительная часть персональной драмы, которую западные СМИ приписывают "делу ЮКОС", станет менее значимой.
Четвертое, Кремль, возможно, снова станет играть важную роль в нефтяном бизнесе. Обанкротившаяся и лишенная лицензий на добычу нефти компания ЮКОС все еще будет обладать значительными авуарами, в частности, лицензиями на разведочное бурение. Нельзя полностью исключить и вероятность того, что Кремль может решить из остатков ЮКОС'а создать государственную нефтяную компанию. Подобно государственной газовой монополии "Газпром", Кремль, вероятно, был бы не прочь иметь "нефтяную корову", чтобы наполнять деньгами свою казну.
Пятое и последнее, если "TotalFinaElf" удастся купить часть акций "Сибнефти", это может означать запрет на приход на российский рынок в обозримом будущем какого-либо другого международного нефтяного гиганта. Компания "British Petroleum", купившая "Тюменскую нефтяную компанию", и возможная покупка компанией "TotalFinaElf" части компании "Сибнефть" стали бы для Кремля пределом. Надо полагать, что приход на российский рынок еще одного международного нефтяного гиганта не понравится Кремлю, ибо это идет вразрез с его заявлениями о намерении самому определять энергетическое будущее России.
Если слухи о сделке "Сибнефти" с "TotalFinaElf" окажутся правдой, у Кремля будут все основания чувствовать удовлетворение. ЮКОС и Ходорковский торчат у него занозой в боку, равно как и Чечня. Однако закрытие "дела ЮКОС" - вовсе не то же самое, что разрешение более масштабных вопросов, которые оно отражает.
Уничтожение Кремлем крупнейшей российской частной компании все еще мало что говорит нам об уважении прав собственности или о главенстве закона. Напротив, уловка Кремля с целью избавиться от ЮКОС'а и Ходорковского очень многое говорит нам о том, насколько далеко готов зайти Кремль, чтобы избежать разрешения этих важных проблем.