Что нам делать с Россией? Или, перефразируя вопрос - что лучше для Запада: спокойствие и стабильность в России под властью 'полудиктатора' Владимира Путина, или более демократичное, но одновременно менее предсказуемое и стабильное государственное устройство в этой стране?
Значение России, какой бы режим там ни находился у власти, невозможно переоценить, особенно сейчас. Она остается крупнейшей ядерной державой, уступая в этом отношении лишь Соединенным Штатам. Никто не знает, насколько боеспособен ее арсенал водородных бомб и системы доставки, но следует предположить, что хотя бы часть из них способна функционировать безукоризненно. Поэтому крайне важно, чтобы российская 'красная кнопка' находилась в руках людей, которым мы можем доверять.
Россия - один из крупнейших нефтедобытчиков в мире, а скоро, возможно, станет крупнейшим экспортером нефти. Учитывая, что Запад по-прежнему в огромных количествах потребляет нефть, а цены на нее растут, это дает российскому руководству мощные рычаги давления.
Ослабление
Большинство других новостей из России говорят о ее ослаблении. Ее население - оно сокращается с 1992 г. - после крушения 'империи зла' уменьшилось на 1 миллион человек, а рождаемость снизилась вдвое. Уровень смертности - высокий по европейским меркам и даже по сравнению с некоторыми странами Азии - продолжает расти. Российская система здравоохранения и государственная власть не в состоянии справиться с распространением алкоголизма и других угроз здоровью людей, особенно затрагивающих взрослых мужчин трудоспособного возраста. С сокращением численности населения связан и упадок морального духа нации.
Из истории мне не известен ни один пример, чтобы длительная стагнация или сокращение численности населения не приводили к общему ослаблению государства - в политическом, экономическом и военном отношении. В России сигналы тревоги звучат все громче. В Италии и Германии проблема численности населения также стоит крайне остро, и моральный дух тоже начал падать. Но в этих странах высокий жизненный уровень, и в практическом плане их жителям пока не на что жаловаться. Конечно, Италия - страна весьма коррумпированная, но итальянцы выстроили 'систему обороны' против этого одиозного явления в виде прочных семейных и соседских связей. У немцев конец 'экономического чуда' и все более очевидные признаки 'заболевания' в экономике вызывают глубокую депрессию. Но их система социального обеспечения и услуг по-прежнему остается одной из лучших в мире. Российский же народ лишен подобной 'компенсации'.
Формирование рыночной капиталистической экономики еще не привело к распределению богатств между всеми классами. Явные преимущества она принесла лишь ничтожной горстке мультимиллионеров, но они являются объектом возмущения и зависти - на эти настроения путинский режим может опереться в любой момент, когда ему захочется 'закрутить гайки' в отношении свободного предпринимательства.
Большинство общественных служб функционируют слабо. Жилье остается дефицитным и дорогим. Большинство людей еще не получили ощутимых преимуществ в результате демонтажа командной экономики, а некоторые после наступления 'свободы' стали - или считают, что стали - жить еще хуже. Путин и те силы, которые можно назвать 'реакционными' в полном смысле этого слова, пользуются этими настроениями и опираются на них, чтобы сохранить и расширить собственную власть.
Все это не означает, что Запад должен поддерживать Путина или оценивать его деятельность по 'заниженным' критериям. В целом быстрое развитие свободного предпринимательства и рыночной экономики приносит громадные преимущества народам многих стран, страдавших под властью коммунистов до конца 1980х гг. Это относится и к некоторым странам - например, к Китаю - где тоталитарные структуры сохраняются (Северная Коре и Куба являются исключениями). Примерно половина населения Китая уже преодолела стадию, когда они едва сводили концы с концами, а около 50 миллионов (некоторые утверждают, что эта цифра приближается к 100 миллионам) уже вкусили изобилия.
У некоторых бывших советских владений, колоний и сателлитов дела идут просто отлично. В прибалтийских государствах - Латвии, Литве и Эстонии - капитализм и политическая свобода 'работают' успешно. Польша, пострадавшая от нацизма и сталинизма больше, чем любая другая страна, сегодня вступает, наверное, в самый славный период своей истории. Такие страны, как Болгария, 'поднимают голову' и проявляют здоровый аппетит в плане конкурентоспособности на международном рынке. Даже Румыния, после стольких лет моральной деградации под властью режима Чаушеску, демонстрирует волю к жизни, невиданную с далеких 1920х.
Не давать 'карт-бланш'
Со временем, проявив терпение, Россия также сможет насладиться плодами свободы. Запад должен говорить об этом всякий раз, когда имеет дело с Путиным и его приспешниками. Мы ни в коем случае не должны создавать впечатления, что нам безразличны тенденции внутриполитического развития России, что мы смирились с наступлением Путина на свободу СМИ, или что нам наплевать, когда он сажает в тюрьму своих критиков и политических оппонентов.
Наоборот, мы должны четко заявить, что сегодняшняя тенденция к подрыву свободы должна быть остановлена, а в случае развития и расцвета свободы Россию ждет немалая политическая и экономическая 'награда'. Как только Россия продемонстрирует, что свобода в стране утвердилась прочно и навсегда, отпадут все причины, чтобы закрывать ей доступ в ЕС и даже в НАТО. Нам не обойтись друг без друга в борьбе с терроризмом. И Запад может оказать России существенную помощь в борьбе с ростом смертности, если, конечно, она пожелает принять такую помощь.
Я не считаю Владимира Путина 'безнадежным'. Он коньюнктурщик, и, на мой взгляд, его можно направить на нужный путь - во благо российского народа. Но давать Путину 'карт-бланш', чтобы он мог править жестокими методами из прошлого, просто потому, что при нем в стране сохраняется стабильность - это проявление пораженчества и неверия в свободу, которую мы так любим.
Пол Джонсон - видный британский историк и писатель