После вступления в НАТО новых членов Вашингтон расширяет свое влияние на Европу.
В пятницу перед Вербным Воскресеньем, 2 апреля, в Брюсселе Соломон Пасси (Solomon Passi) плакал. Это были ни слезы грусти, ни слезы христианской любви. Министр иностранных дел Болгарии находился в штаб-квартире НАТО, наблюдая за тем, как под звуки государственного гимна его страны поднимается болгарский флаг. Вполне может быть, что причиной выступивших на его лице слез стала эмоциональность патриотического характера. Но, кроме того, вся описанная картина наглядно демонстрировала до какой степени гордятся и чувствуют себя удовлетворенными семь стран, которые в тот день становились полноправными членами Атлантического Альянса - этого военного клуба, возглавляемого их американским другом. Это настроение совсем отлично от приступов дурноты, которые - по-прежнему не теряя надежды на лучшее - ощущают сегодня десять новых членов Европейского Союза.
Эстония, Латвия, Литва, Словения и Словакия - те самые пять стран Восточной Европы, которые почти одновременно вступают в НАТО и ЕС. Болгарии и Румынии, также ставшим членами Атлантического Альянса 2 апреля, придется подождать до 2007 года, прежде чем они будут приняты в ЕС. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами НАТО еще в 1999 году. Из десяти будущих членов Единой Европы лишь Кипр и Мальта остаются вне Атлантического Альянса.
Почему страны Восточной Европы выглядят более счастливыми от вступления в НАТО, чем в ЕС? Существует одно историческое объяснение этому феномену и другое носящее, скорее, политический и экономический характер. Первая причина заключается в том, что 'все эти страны относятся к своему вступлению в НАТО как к освобождению - подразумевается, что от прежнего советского ига - и как к окончательному переходу на сторону 'хороших', где Соединенные Штаты играют роль старшего брата-покровителя', - говорит посол Испании в НАТО Хуан Прат (Juan Prat).
Вторая причина объясняется тем, что за вступление в ЕС они получили больше палок, чем морковок. Прямо противоположное отношение к новым членам наблюдается в НАТО. Для вступления в Европейский Союз кандидатам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы соответствовать устанавливаемым Союзом требованиям: знаменитым Копенгагенским критериям. В ответ на эти громадные усилия 'европейские новички' получат значительную финансовую помощь - но меньше, чем давние члены ЕС - соответствующие права и станут частью единой Европы, которая все больше отдаляется от призрака войны. Но вместе с тем страны Восточной Европы куда больше бояться, что расширение ЕС будет, скорее, связано с жертвами с их стороны, чем с надеждами на возможное лучшее будущее. Ожидание вероятного повышения цен, потенциального закрытия некоторых сельскохозяйственных ферм и введение временного запрета на перемещение рабочих рук, принятое всеми действующими членами ЕС, за исключением Ирландии, еще больше укрепило страхи 'новичков'.
Вступление в НАТО стало для них, напротив, бесплатным и даже принесло свою выгоду. Несмотря на то, что теоретически каждый новый член Альянса должен дополнить свое присутствие в Союзе определенными военными ресурсами, страны Восточной Европы получат гораздо больше взамен. И потому нет ничего удивительного в том, что, по признанию источников в Атлантическом Союзе - главном политическом органе Альянса - большая часть уже действующих 19 членов НАТО не без недоверия смотрит на семерых 'новеньких'. 'Многие считают, что всем этим странам достаточно было вступить только в Европейский Союз, в таком случае они уже получили бы желанные гарантии безопасности', - говорят источники в Атлантическом Союзе.
Однако вступление в НАТО маленьких стран, прежде входивших в соцлагерь, было необходимостью не только для них, но и для большого босса этого военного клуба - дяди Сэма. Именно он выступил спонсором новых членов. С их помощью он может получить еще больший контроль над Европой, прямо перед самыми границами с Россией, и создать условия, необходимые для реализации своих планов перераспределения военных сил на Старом Континенте. Соединенные Штаты намерены заменить свои базы, находящиеся на территории столь неудобного союзника, как Германия, и 100000 американских солдат на несколько 'центров' для приема экспедиционных подразделений, которые будут развернуты на территории бывшего Советского Союза.