У России снова появился политический заключенный. Такой статус присвоила российскому ученому Игорю Сутягину правозащитная организация Amnesty International (ai), проинформировал директор российского центра ai Сергей Никитин. Сутягин был приговорен после судебного процесса, продолжавшегося в течение трех лет, к 15 годам заключения по обвинению в шпионаже в пользу американской разведки. Группа известных российских правозащитников, в том числе лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, председатель московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, журналист Григорий Пасько, а также Сергей Ковалев обратились в тот же день с просьбой в адрес европейской Парламентской ассамблеи оказать помощь в деле 'восстановления справедливости' в истории с Сутягиным. 'Сутягин стал жертвой шпиономании', - сказала Людмила Алексеева.
Адвокат Сутягина Москаленко намеревалась вчера передать рассмотрение дела в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, где пообещали сделать это в первоочередном порядке. Незадолго до своего отъезда адвокат заявила корреспонденту 'Die Welt', что суд неоднократно грубо нарушал права обвиняемого. Так, во время процесса менялся состав суда присяжных, что недопустимо и по российскому законодательству. В итоге приговор выносили присяжные, которые в большинстве своем в той или иной мере были связаны со спецслужбами.
Сутягин настаивал на том, что он пользовался исключительно открытыми источниками, Его начальник, директор института Сергей Рогов, подтвердил, что Сутягин по роду своей работы вообще не имел доступа к секретным материалам. Однако суд воспользовался точкой зрения спецслужбы, оказывавшей влияние на сторону обвинения. Своими аналитическими материалами о перспективах развития российских ядерных сил в период до 2007 года он нанес большой ущерб безопасности своей страны, говорится в обосновании приговора.
За последние годы это был в России 'самый скандальный процесс', писал Эрнст Черный (Ernest Tscherny) во французской газете 'Liberation'. Автор книги 'Шпионы ФСБ' принимал участие в судебном процессе в качестве наблюдателя от Хельсинкской группы. После вынесения приговора, пишет Черный, на глазах у судьи 'появились слезы'. По его словам, ее, очевидно, принудили вынести такой приговор. Приговаривать человека к 15 годам заключения в колонии без наличия доказательств его вины было явно выше ее сил.
Правозащитная организация 'Human Rights Watch' обвиняет российскую спецслужбу в нарушении прав обвиняемых. ФСБ сознательно использует в своих обвинениях расплывчатые формулировки, секретные постановления, которые обвиняемые не могут знать, ее официальные представители открыто говорили о виновности подсудимого еще до суда. Это почти подтверждает подозрения, что ФСБ в большей мере заинтересована в том, чтобы обвинять подсудимых в шпионаже, чем в том, чтобы устанавливать истину, пишет организация в своем аналитическом материале о методах действий российской спецслужбы.