Официально избирательная кампания по выборам наследника президента Леонида Кучмы начнется только летом. Еще не названы имена всех кандидатов, а схватка между главными кандидатами в Киеве уже в полном разгаре
Парламентские партии на протяжении не одного месяца вели дебаты по поводу конституционной реформы. В ходе решающего голосования по этому вопросу не хватило шести голосов. Такой результат оказался неожиданностью даже для оппозиции, ведь правительственные партии достигли компромисса с коммунистами и с социалистами, обеспечив себе их поддержку.
Ставилась цель внесения далеко идущих изменений в конституцию. Президентскую систему, наделяющую главу государства и его администрацию широкими полномочиями, должна была заменить парламентско-президентская государственная система. Президент должен был бы исполнять лишь представительские функции, за исключением таких областей, как внешняя политика, внутренняя безопасность и оборона. Полномочия президентской администрации, действующей в основном за рамками парламентского контроля, должны были быть переданы правительству.
Правительственный лагерь надеялся обеспечить свое политическое влияние также на тот случай, если президентские выборы осенью этого года выиграет Виктор Ющенко, кандидат от центристской, национально- патриотической оппозиции. Новый президент был бы вынужден исполнять в основном представительские функции в то время, как реальная политическая власть находилась бы в руках правительства и премьер-министра, избранного нынешним парламентским большинством.
Коммунисты и социалисты связывали свое согласие на внесение изменений в конституцию с тем, что им удастся получить больше парламентских мандатов и, таким образом, усилить свое влияние на политику правительства. Лагерь, во главе которого стоит Ющенко, принципиально ограничение всевластия президента, конечно, не отвергает, но хотел бы, чтобы это произошло после выборов. Смирился с положением дел и правительственный лагерь. Срочное выдвижение в качестве единого кандидата на пост президента премьер-министра Виктора Януковича свидетельствует о том, что ставка делается на его победу. Возможно даже, что конституционная реформа может быть перенесена на время перед следующими парламентскими выборами, которые состоятся в 2006 году. Новый закон о выборах тогда приведет к новой расстановке сил в Верховной Раде. Однако, Виктор Янукович, судя по всему, является исключительно перспективным кандидатом. Будучи премьер-министром, он считается не только надежным гарантом нынешней господствующей элиты и структур. Он также выступает за последовательность экономической политики. За последний год внутренний валовой продукт вырос на 9,3 процента, а реальные доходы увеличились на 15,2 процента. Он также является сторонником ориентации на ЕС и сотрудничества с Россией. Таким образом, у Януковича больше шансов, чем у Ющенко, привлечь на свою сторону во втором туре, который считается вероятным, голоса коммунистического электората.
Виктор Ющенко и другие оппозиционные политики тут же сослались на административный ресурс премьер-министра, подчеркнув, что тот может воспользоваться как 'подконтрольными средствами массовой информации', так и 'неподконтрольными финансовыми средствами'. Тем самым-де, под угрозу ставится демократическое волеизъявление. При этом они умолчали о своих возможностях в плане поддержки.
Буквально недавно в Киеве с Ющенко встречался американский финансист Джордж Сорос (George Soros), поддерживавший последние избирательные кампании оппозиционных партий в Грузии. Согласно средствам массовой информации, он подверг критике то, что большая часть уже выделенных в феврале средств (ежегодный бюджет Фонда Сороса на Украине составляет, примерно, 5-8 миллионов долларов США) была использована 'по назначению' на цели избирательной кампании Ющенко в недостаточной мере. Они-де ушли на проведение в целом бесполезных массовых акций, направленных против правительственной политики. Согласно этим же источникам, Сорос намеревается выделять ежемесячно оппозиционным журналистам по 100 000 долларов США.
Уже сегодня определенные средства массовой информации на Украине (и не только там) заявляют, что выбор между Ющенко и Януковичем является 'судьбоносным' для будущего Украины. Практические вопросы - реформирование политической системы, продолжение процесса реформирования экономики, стабилизация системы социального обеспечения, введение принципов правового государства - вытесняются в результате на второй план.