Разница в стиле и в содержании деятельности между крупнейшей российской нефтяной компанией ЮКОС и крупнейшей нефтяной компанией Великобритании "British Petroleum" была очень хорошо заметна вчера, в двух расположенных по соседству в западной части Лондона зданиях.
ЮКОС проводил брифинг, посвященный его последним проблемам с российскими налоговыми органами, в доме номер 12 на площади Святого Джеймса. Немного позднее в доме номер 1 на той же площади компания "British Petroleum" представила рекордные результаты по итогам первого квартала, а также интересные планы отделения своих нефтехимических предприятий путем продажи их акций.
Поведение представителей ЮКОСа было хаотичным. Два с половиной часа вопросов и ответов так и не пролили свет на конкретные взаимоотношения ЮКОСа с семнадцатью недавно учрежденными фирмами и на цели, преследуемые ЮКОСом в ходе использования этих фирм для проведения основной массы внутрироссийских операций по продаже нефти.
Если ЮКОС давал такие же объяснения налоговым органам, какие были предложены журналистам, то неудивительно, что налоговики отнеслись к этим объяснениям с подозрением.
Финансовый директор Брюс Мизамор (Bruce Misamore), юрисконсульт Брюс Вильсон (Bruce Wilson) и два российских юриста крутились и извивались, отвечая на вопросы потоками информации, которая мало что объясняла или вообще противоречила ранее предоставленным комментариям.
Представители ЮКОСа смогли назвать только одну компанию - ЮКОС-М - из семнадцати, а потом вообще не смогли вспомнить, сколько у ЮКОСа компаний. После долгих меканий и беканий они договорились, что в конце 2000 года таких компаний было три.
Сколько ЮКОС платил им? Действительно ли их более благоприятный налоговый статус существенно способствовал снижению налогов ЮКОСа? М-м-м, мы не уверены.
Не было дано объяснений и тому факту, что в 2000 году налоговая ставка ЮКОСа составила 27 процентов, а в последующие годы твердо держалась на уровне 36-38 процентов.
Тем временем руководитель "British Petroleum" находился в весьма хорошей форме, следя за тем, чтобы на каждый вопрос были даны четкие и полные ответы, очень немногих оставившие неудовлетворенными и никого - сбитыми с толку.
Бывший глава ЮКОСа находится в тюрьме, однако, судя по всему, будет назначен новый председатель: Виктор Геращенко. Этому бывшему председателю Центрального банка России предстоит многое сделать: о ЮКОСе можно сказать абсолютно уверенно, что стиль и содержание действий компании нуждаются в существенных изменениях.