Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы снова становимся козлами отпущения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейцы думали, что после Второй мировой войны, последовавшей затем денацификации и появившегося в послевоенное время чувства вины здесь больше не может быть открытого антисемитизма. Это чувство вины охватило не только государства, но и церковь, колыбель старого, классического антисемитизма. Церкви, как и правительство Германии, предприняли самые решительные меры, чтобы защитить себя от антисемитизма

Генеральный секретарь Всемирного еврейского конгресса требует от Европы более решительной борьбы с антисемитизмом

Господин Зингер, почему Европа так поздно заметила, что в последние годы распространяется новый антисемитизм?

Европейцы думали, что после Второй мировой войны, последовавшей затем денацификации и появившегося в послевоенное время чувства вины здесь больше не может быть открытого антисемитизма. Это чувство вины охватило не только государства, но и церковь, колыбель старого, классического антисемитизма. Церкви, как и правительство Германии, предприняли самые решительные меры, чтобы защитить себя от антисемитизма. Но время лечит, лечит и чувство вины, и воспоминания. Это самое важное - забывчивость. Поскольку и преступники, и жертвы, и свидетели холокоста умирают. Но предубеждения остаются.

Наряду со старым теперь бросается в глаза и новый антисемитизм, антисемитизм мусульманского толка.

Европа меняется. Появился новый элемент: присутствие мусульман. Некоторые европейцы считают, что лучший способ обращаться с этой проблемой - это игнорировать ее или смириться с ней. В последние три года европейцы не проявляют достаточного внимания к проблеме Ближнего Востока. Поскольку Шарон, частично по праву, считается нечестным игроком на Ближнем Востоке, как побочный эффект не вызывает протеста и тот факт, что евреи здесь снова становятся козлами отпущения. Как это может происходить, несмотря на разрыв с прошлым? Потому что старые привычки отмирают с трудом. И таким образом конфликт на Ближнем Востоке сказывается на мелких еврейских общинах в Европе. В этом виновата и пресса. Потому что у нее есть тенденция, поддерживать неудачников. Европейские газеты ориентированы на сенсационность больше, чем американские. Можно услышать такую 'шутку': антисемитизм это когда ненавидят евреев больше, чем нужно. А то, как изображается в европейских СМИ Израиль, в этом смысле, тоже больше, чем нужно.

Не превращаются ли упреки в антисемитизме в инструмент оправдания политики Ариэля Шарона?

Давайте предположим, что это так. И правительство Шарона использует упреки в антисемитизме, чтобы оправдать себя. Но если израильтянин Зингер, противник правительства Шарона, считает, что антисемитизм в Европе представляет серьезную проблему. И если он каждый день критикует правительство Шарона, но точно так же и европейцев, то этот аргумент отпадает. Внутри Израиля Шарона критикуют намного больше, чем во всей Европе. Но там из-за этого антисемитизм не возникает. Вам не нравится Шарон, тогда поставьте его в затруднительное положение, но не говорите, что весь еврейский народ поддерживает Шарона. В Европе существует антисемитизм. Вопрос встает таким образом: а) достаточно ли он плох, чтобы провести соответствующую конференцию; в) достаточно ли он плох, чтобы принять против него законы; с) достаточно ли он плох, чтобы континент, который убил 6 миллионов евреев, и никто при этом и пальцем не пошевелил, чтобы этот континент почувствовал беспокойство? Мой ответ на все эти вопросы - да.

Пытаетесь ли Вы и Ваша организация вступить в диалог с мусульманами?

Об этом и речь. Если мы не будем вести диалога с мусульманами, как мы это делали в послевоенное время с христианами, то мы потерпим крах, не только мы, евреи, но и весь Запад, весь цивилизованный мир. Мусульмане не модернизировались. У них не было Реформации, напротив, у них встречаются рецидивы отсталости и насилия. Любая религия, проповедующая 'ислам или меч' или 'аллах акбар', будет иметь проблемы с диалогом. Никто не может претендовать на знание истины в последней инстанции - это первый принцип диалога.

Ведется ли такой диалог сейчас?

Да. Но удачным его не назовешь по той причине, что мусульмане, которые вступают с нами в диалог, не являются ключевыми фигурами. А ведущие мусульманские лидеры, готовые вести с нами диалог, могут оказаться из-за этого в опасности. Но конфликт с мусульманами - только одна из причин, почему евреи неуютно чувствуют себя в Европе, и это должно беспокоить европейцев. Даже если это чувство существует у сверхчувствительного меньшинства. Если главный раввин Франции рекомендует французским евреям не носить 'позорную шапку', если евреи начинают покупать квартиры в других странах, например в Израиле или США, если они забирают своих детей из государственных школ, если они видят, что поджигают их синагоги или школы, тогда мы подходим к опасной черте.

Франция запрещает в государственных школах носить платок, чтобы таким образом подчеркивалась принадлежность к Франции. А значит, запрещена и еврейская кипа. Вы считаете это правильным?

Нет. Но я и против запрета на ношение платка. Потому что считаю, что тем самым меньшинство загоняется в гетто, подталкивается к фанатизму. Это меньшинство не становится более светским, не становится частью общества, а изолируется от него. Таким образом, создаются два совершенно разных общества, появляются граждане второго сорта, они вытесняются на край общества и, возможно, встанут на путь насилия.

Интервью вел Клеменс Вергин