Москва. - Незадолго до последнего нападения Кремля на крупнейшую частную компанию России, Юкос, в прессе появились сообщения о том, что следующим шагом административной реформы президента Владимира Путина станет реструктуризация силовых ведомств страны.
Похоже, что атака на Юкос и российских олигархов напрямую связана с реструктуризацией силовиков.
Не секрет, что война против нефтяного гиганта и его ключевых акционеров была инициирована бывшими сотрудниками КГБ и функционерами силовых структур из окружения Путина. Они решили, что Юкос представляет угрозу контролю Кремля над экономикой. То, что бывший глава компании Михаил Ходорковский и другие акционеры оказались под перекрестным огнем, Кремль не беспокоит.
Война против Юкоса для силовиков абстрактна. Самое главное - успешно завершить операцию, подтвердив тем самым свою необходимость, что дает надежду на ответную благодарность.
С прошлого лета, когда крупный акционер Юкоса Платон Лебедев был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов и других преступлениях, аналитики, обозреватели и журналисты безуспешно пытались понять план игры Кремля. Вновь и вновь появлялись сообщения о разрабатываемой сделке по разрешению так называемого 'дела Юкоса'. И каждый раз сбывался наихудший вариант развития событий.
Поначалу большинство обозревателей вздохнули с облегчением, поняв, что атака затронула только акционеров Юкоса, а самой компании ничто не грозит. Дело касалось только отдельных личностей и сильно преувеличенных, если не выдуманных, политических амбиций Ходорковского. Кремль преподавал олигарху урок уважения к властям. Предполагалось, что это также послужит предупреждением другим олигархам, планирующим перебежать дорогу Кремлю.
Однако затем дело распространилось и на компанию: государство заморозило значительную часть ее акций. Затем последовали огромные налоговые претензии, финансово парализовавшие Юкос. И опять все думали, что соглашение непременно будет достигнуто и компанию спасут, хотя бы из собственных экономических интересов России. После четырех лет стабильного экономического роста Путин не мог желать отчуждения отечественного бизнеса и иностранных инвесторов.
То, что дело Юкоса началось за месяцы до избирательного сезона России, тоже дает многим причины полагать, что это была политическая игра Путина, знавшего, что кампания против олигархов не только будет популярна среди подавляющего числа избирателей, но и подорвет позиции либеральных сил страны, считающихся основателями российской олигархической экономики 1990х годов. Логично было предположить, что после победы на выборах и переизбрания Путина, дальнейшее разрушение Юкоса будет бессмысленно.
Эти размышления следуют финансовой и политической логике. Однако они не объясняют, почему Кремль так безжалостно преследует нефтяную компанию. Если бы он хотел уничтожить ее ключевых акционеров, ему хватило бы нескольких простых обвинений в неуплате налогов. Если ли же ему нужно было обуздать Юкос и лишить его части лицензий, достаточно было уведомить компанию, что все ее лицензии могут быть отозваны.
Но за всем этим кроется иная логика, никак не связанная с деньгами или политикой. Дело Юкоса - это дело об использовании чрезвычайной власти ради власти. Для служб безопасности Юкос - объект, против которого ведется война, и в этой войне все средства хороши.
Арест Ходорковского наглядный тому пример. В операции были задействованы вооруженные люди в черных масках, тогда как обычный невооруженный сотрудник ФСБ мог спокойно задержать Ходорковского без всякого шума. Однако это лишило бы людей в масках их доли славы, а в этой войне получить долю славы - уже победа.
Ни один из кремлевских бюрократов не хочет, чтобы его обвинили в недостаточно энергичных нападках на Юкос. Это относится к налоговикам, Генпрокуратуре, Минприроды, Счетной палате и практически любому другому ведомству, которое может поучаствовать в деле. Одно из обвинений, выдвинутых против Юкоса - плохое обращение с животными! Похоже, даже защитники прав животных пытаются получить немного славы за счет компании.
Теперь, когда Путин собирается реформировать силовые структуры по примеру остального правительства, к тем, кто претендует на свежеотчеканенную медаль 'Героя анти-Юкосовского труда', отнесутся благосклонно.
Конечно, не обошлось без эксцессов и определенного ущерба, но, по мнению силовиков, иначе и быть не могло - на войне как на войне. Похоже, что эту логику Путин понимает и ценит.