28 апреля 2004 года.
Генри Киссинджер (Henry Kissinger): Самой насущной угрозой является Ирак. Самая долгосрочная угроза - появление международной системы, где, с одной стороны, внесены изменения в определение великих держав, а с другой - созданы вакуумы внутри стран, что делает возможным для террористических группировок и других негосударственных организаций угрожать международной системе без ограничений со стороны этой международной системы.
Это видится главным образом как угроза Соединенным Штатам, потому что Соединенные Штаты наиболее активно ей сопротивляются, и также потому, что Соединенные Штаты являются великим символом того общества, которое террористы пытаются уничтожить. А потому всякий их успех в Соединенных Штатах одновременно пугает большее число людей, чем аналогичная террористическая операция, скажем, в Канаде или в другой союзной стране. Но характер угрозы в действительности достаточно однороден. Мы уже были свидетелями террористических нападений в Берлине, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Испании, Узбекистане, России - и все это на протяжении последних двух лет. И потому мы ведем речь о глобальной тенденции, а не о чисто американской проблеме.
Соединенным Штатам не всегда удавалось добиваться одинаковых успехов в убеждении других стран в важности той роли, которую играют американцы. Отчасти это вина самой Америки; отчасти это объясняется тем фактом, что у других стран нет такого же опыта по части угрозы, и они не реагируют на нее так, как американцы, потому что, по крайней мере, в Европе, они привычны к опасностям, а американцы не привыкли к нападениям на собственную страну. И особенно к нападениям людей, о которых они никогда не думали, что это враги.
Збигнев Бжезинский: Я полагаю, что самая серьезная угроза безопасности Соединенных Штатов проистекает из растущей изоляции Соединенных Штатов в мире, кризиса доверия к американцам и фокусирования многообразия сложных и разнородных чувств обиды на самих Соединенных Штатах, при возрастающей вероятности новых террористических ударов по Соединенным Штатам.
А одной из проблем будущего является попадание оружия массового поражения (ОМП) в руки различных неконтролируемых организаций. Пока что не подтверждаются заявления, что это уже случилось, что нам известно из собственного печального опыта. И мы должны проявлять большую осторожность, когда ведем речь об ОМП, потому что администрация США не делает различий в своем определении значения этих слов.
Я думаю, нам нужно быть очень осторожными, когда мы сегодня рассуждаем о будущем, и особенно не впадать в панические сильные преувеличения, которые, как мне представляется, порождают страхи, что не может являться хорошей основой для принятия решений и, во-вторых, быть может даже порождает самореализующиеся пророчества. Это не аргумент в пользу минимизации угроз, но это аргумент в пользу дифференциации угроз, и в особенности дифференциации угроз сегодняшнего дня от возможных угроз дня завтрашнего.
Для того чтобы решать проявившие себя проблемы в мире, где террор является одновременно и проявлением, и симптомом, нам действительно необходимы друзья. Я часто говорю, что мы в сегодняшнем мире имеем превосходство, но превосходство - не всемогущество. И я думаю, что наилучшее доказательство этого - то, что сегодня происходит в Ираке. Нам почти не пришлось напрягаться, чтобы нанести поражение режиму, потому что он был слабым. У него не было ОМП, хотя мы утверждали, что оно у него имеется. Трем американским дивизиям потребовалось всего 3 недели, чтобы свергнуть этот режим. Однако же годом позже мы оказались по уши в проблемах, и причина того, что мы из военного успеха сделали политическую неудачу, заключается в том, что мы не желали привлечь к совместному участию в операциях в Ираке других - Организацию Объединенных Наций (ООН), наших главных союзников и т.д. И я надеюсь, что мы извлекли из этого кое-какие уроки, иначе мы рискуем повторить свои ошибки.
Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в мире, невозможно решить только лишь американской мощью, даже если эта мощь и является необходимой для их решения.