Рост цен на нефть вызывает беспокойство. В прошедшие выходные министры финансов государств "Большой семерки" предупредили, что рост цен на энергоносители несет в себе опасность для перспектив восстановления экономик их стран. Однако нефтедобытчики из Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) совершенно этим не озабочены. Более того, вчера, когда стоимость сырой нефти, продаваемой странами ОПЕК, выросла в среднем до уровня 33,2 доллара США за баррель - то есть до самой высокой отметки за последние четыре года - президент ОПЕК (из Индонезии) предложил поднять "коридор цен", что отразило бы сложившуюся рыночную реальность. Однако если не случится никакого резкого скачка или серьезных колебаний цен на нефть, то упомянутые выше опасения являются преувеличенными.
Разговоры ОПЕК о пересмотре в сторону повышения так называемого "рыночного механизма" - в соответствии с которым Организация должна держать цены на нефть в коридоре от 22 до 28 долларов за баррель - неуместны, так как неуместен сам механизм. Инициатором выступила Индонезия, снижение объемов экспорта которой означает, что она не опасается повышать цены на рынке, который она в любом случае скоро покинет. Ее поддержала Венесуэла, которая и предложила данный механизм четыре года назад в качестве благодарности за восстановление ее членства в Организации. В действительности условия механизма соблюдались всего один раз, главным образом потому, что Саудовская Аравия, ведущий член ОПЕК, не желает расставаться с правом принятия решений в рамках этой абстрактной формулы.
В то же самое время Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, входящие в Организацию, продолжают лицемерно признаваться в приверженности коридору цен в 22-28 долларов США, главным образом для того, чтобы успокоить нефтепотребляющие страны. Тот факт, что в действительности текущие цены на нефть на несколько долларов выше, они объясняют не ограничением нефтедобычи, а геополитической нестабильностью. Несомненно, некоторая доля правды в этом есть. Однако более важной причиной высоких цен является растущий спрос со стороны Китая и Соединенных Штатов, а также проблемы с добычей нефти в Нигерии и Венесуэле, не говоря уже об охваченном войной Ираке.
Новым в данной ситуации является ощущение того, что нынешние стесненные условия могут продлиться долго. Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен (Alan Greenspan) отметил на этой неделе, что фьючерсные цены на нефть и газ установились на шесть лет вперед. Однако высокая стоимость энергоносителей может оказаться не таким уж плохим фактором, хотя она станет серьезной проблемой для беднейших экономик мира, которые не имеют возможности переключиться с природных ископаемых на другие виды энергоносителей. Необходимо отметить, что стоимость является наиболее эффективным инструментом для эффективного использования энергоресурсов.
Цены на нефть еще далеки от рекордного уровня 1980 года, когда они достигли, в пересчете к курсу 2003 года, отметки в 78,4 доллара США за баррель. Задолго до того, как цены начнут приближаться к этому уровню, включатся различные корректирующие механизмы - члены ОПЕК начнут нарушать свои квоты, предложение вырастет, спрос упадет, начнут разрабатываться альтернативные источники энергии. Как справедливо г-н Гринспен предупредил ОПЕК, история цен на нефть - это одновременно как история влияния рынков, так и история влияния на рынки.