30 апреля 2004 года. В потоке плохих новостей, которые обрушиваются на акционеров оказавшейся в затруднительных обстоятельствах российской нефтяной компании ЮКОС, оказалось почти не замеченным одно сделанное этой компанией в прошлом месяце важное заявление.
После внешнего аудита, проведенного американской компанией "DeGoyler & McNaughton", ЮКОС сообщила о существенном увеличении своих разведанных запасов нефти. По результатам анализа, проведенного в соответствии со строгими нормами американской Комиссии США по ценным бумагам и биржам (US Securities and Exchange Commission), углеводородные резервы ЮКОС'а увеличились с 11,2 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) в конце 2002 года до 13 млрд. - в конце 2003 года.
Одновременно совместное предприятие ТНК-BP сообщило, что его нынешние запасы в объеме 6,1 млрд. баррелей нефтяного эквивалента могут возрасти до 9 млрд. - в краткосрочной перспективе и до 30 млрд. - в долгосрочной перспективе.
В совокупности, как заставляют предполагать исследования аналитиков, может оказаться, что разведанные запасы нефти в России в 3 раза больше, чем считалось ранее, что делает эту страну одним из самых привлекательных в мире альтернативных источников углеводородных ресурсов.
Судя по статистическому обзору BP, в России имеются разведанные запасы нефти в объеме 60 млрд. баррелей, а запасы природного газа эквивалентны 280 млрд. баррелей нефти. Однако аудиторы и аналитики говорят, что существует сильное давление в пользу завышения этих цифр.
Исследования "Brunswick UBS", московского отделения швейцарского банка, показывают, что в ходе пересмотра компаниями оценок своих резервов одни лишь разведанные запасы нефти в России могут возрасти с 60 до 180 млрд. баррелей. Исходя из текущих оценок, Россия по запасам нефти занимает второе место в мире после Саудовской Аравии, у которой, согласно оценкам, имеется 300 млрд. баррелей нефти и нефтяного эквивалента.
Пока что Саудовская Аравия согласилась разрешить международным компаниям проводить разведку только природного газа. Поскольку государственная нефтяная компания "Saudi Aramco" в предстоящие годы едва ли будет стоять на месте, а западные компании жаждут дорваться до ее нефти, это значит, что существует вероятность того, что разведанные запасы этого королевства также будут возрастать.
Однако Россия и Каспийский бассейн становятся важным противовесом Ближнего Востока. Европейские и американские лидеры обхаживают Кремль в стремлении заключить стратегические сделки о поставках углеводородного сырья, чтобы сократить свою зависимость от ближневосточной нефти. Компании, включая американские "ExxonMobil" и "ChevronTexaco" и французскую "Total", выстраиваются в очередь на заключение сделок со своими российскими коллегами.
"Я думаю, что в конце текущего десятилетия будет доказано, что Россия располагает на 50% большими запасами углеводородного сырья, чем сегодня имеет Саудовская Аравия", - сказал Пол Коллисон (Paul Collison), глобальный стратег развивающихся рынков нефти и природного газа в банке "Brunswick UBS".
Лорд Браун (Browne), генеральный директор BP, согласился с тем, что оценки запасов будут расти. "Представляется вероятным, что запасов станет больше. Я не уверен, знает ли кто-нибудь в действительности, в какой степени, в конечном итоге, удастся восстановить добычу нефти на старых месторождениях в результате применения новейших технологий".
Аналитики говорят, что строгие нормы, установленные Комиссией США по ценным бумагам и биржам, означают, что российские компании показывают в своих учетах меньше баррелей, чем у них есть в действительности. Мартин Вьервьоровски (Martin Wierwiorowski), генеральный директор по России и бывшему Советскому Союзу в компании "DeGoyler & McNaughton", сказал: "Мы нашли, что в соответствии с нормами как Комиссии США по ценным бумагам и биржам, так и Общества инженеров-нефтяников (Society of Petroleum Engineers) российские компании имеют возможность заносить в учеты существенно меньший по сравнению с их западными коллегами процент своих запасов".
Однако г-н Коллисон доказывал, что российские нефтяные компании не только начинают лучше распоряжаться своими ресурсами, но они также увеличивают масштабы разведочного бурения и изысканий, что позволит им на законных основаниях зарегистрировать в Комиссии США по ценным бумагам и биржам более высокие цифры своих запасов.
"Тенденция в России противоположна тем, которые характерны для западного мира, где ряд компаний пересмотрели оценки своих запасов в сторону понижения", - заявил он.
Г-н Вьервьоровски сказал, что российские компании в конце 2002 года в среднем показывали в учетах примерно 18% наличных запасов нефти в соответствии со строгими нормами Комиссии США по ценным бумагам и биржам и 24% - в соответствии с нормами Общества инженеров-нефтяников. Это существенно меньше тех объемов, которые в общем случае показывают в учетах месторождения на Западе. Однако представленные российскими компаниями анекдотичные свидетельства говорят за то, что многие из них ставят перед собой цель в краткосрочной перспективе выкачать 30-40% наличной нефти.
Российские компании должны также уживаться с правилами Комиссии США по ценным бумагам и биржам, которые не разрешают им показывать в учетах запасы нефти, расположенные за пределами того района, который можно охватить действующей нефтяной скважиной. Принимая во внимание огромные размеры российских нефтяных полей, это означает, что компаниям запрещено показывать в учетах ту нефть, которая находится между разнесенными на большие расстояния скважинами.
Нормы Комиссии США по ценным бумагам и биржам также не разрешают российским компаниям показывать в учетах нефть, которая, согласно планам, может быть добыта после истечения срока действия их сегодняшних лицензий. Большинству российских компаний, которые образовались в середине 1990-х годов, были выданы лицензии сроком на 25 лет, который истекает в предстоящие 14-16 лет.
Когда правительство России возобновит эти лицензии, российские компании получат возможность зарегистрировать больше баррелей нефти. Но Адам Ландес (Adam Landes), аналитик по нефти и газу из московской инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" (Renaissance Capital), говорит, что даже сегодня, изменив формулировки российских законов так, чтобы они убедили Комиссию США по ценным бумагам и биржам, что эти лицензии будут возобновлены, российские компании получили бы возможность немедленно зарегистрировать на 70% больше запасов, чем они регистрируют сегодня.
Однако для полного использования своего потенциала российским компаниям, в конечном счете, будут нужны более совершенные технологии и лучшее управление нефтяными скважинами, а также увеличение масштабов разведочного бурения и изысканий.