ВАРШАВА. - Раньше российские политики были в основном обеспокоены тем, что граничащие с Россией государства вступают в НАТО, военный альянс стран Запада. А теперь они поняли, что на российские интересы гораздо большее влияние может оказать Европейский Союз, по крайней мере, так считает новый - и первый в истории - специальный советник Президента Владимира Владимировича Путина по ЕС.
Назначенный на эту должность всего лишь месяц назад Сергей Ястржембский заявил, что политика России в отношении Евросоюза за последние пару лет претерпела огромные изменения, вследствие того, что последний вел подготовку к принятию дополнительно еще 10 новых членов, семь из которых - государства бывшего социалистического блока.
Расширение организации Северо-Атлантического договора 'оказывает большее эмоциональное воздействие, хотя, несомненно, имеет и политический эффект', отметил Ястржембский в одном из интервью на Всемирном Экономическом Форуме, собранном по вопросу расширения Европейского Союза. 'В то же время расширение Европейского Союза напрямую затрагивает наши интересы'.
В результате того, что Россия недооценила силу влияния ЕС на своих членов, она уделила недостаточно внимания сотрудничеству с учреждениями этой организации, расположенными в Брюсселе. Это стало ясно после того, как Россия проводила переговоры с Евросоюзом до его расширения, касавшиеся широкого спектра вопросов: от условий торговли до обеспечения более мягкого визового режима для россиян, стремящихся посетить страны Европейского Союза. Как вспоминает г-н Ястржембский, представители России на переговорах с отдельными членами ЕС попытались договориться о смягчении визового режима на двусторонней основе, однако этого им достичь не удалось, потому что те имели жесткие ограничения со стороны Европейского Союза.
'Раньше мы решали вопросы на двусторонней основе, и развивающееся личное знакомство между лидерами государств было очень важно, - добавил советник президента России. - Однако мы недооценили важность (равноценную) развития взаимоотношений с учреждениями ЕС в Брюсселе'.
Подобным образом, когда Россия хотела провести переговоры по списку из 14 пунктов, включая, например, вопрос об увеличении квот российской стали и российского алюминия вследствие того, что такие рынки, как Венгрия и Польша, вошли в состав Евросоюза, ей пришлось вести дело со всей организацией в целом.
Хезер Грабби (Heather Grabbe), заместитель директора 'Центра Европейских Реформ' в Лондоне, считает, что смена политики является хорошим знаком, но высказывает опасения, что Москва и впредь будет продолжать 'разделять и властвовать' при необходимости.
'Если они не смогут добиться в Брюсселе того, что им нужно, то они просто пойдут напрямую во Францию, Германию или Италию, которые предложат им все, что они пожелают, - заявила она. - Только вот не всегда этим странам Евросоюза будет позволено выполнить такие свои обещания'.
В то же время, расширение ЕС заставило кремлевских политиков сконцентрировать внимание на объеме экономического сотрудничества с его членами. После расширения, как заявил Ястржембский, на ЕС придется 53% экспорта России, а кроме того, треть всех прямых инвестиций в Россию пойдет из единой Европы. По обеим позициям показатели превышают уровень сотрудничества между Россией и США.
Расширяющиеся экономические связи России и Европейского Союза привели еще и к более широкому пересмотру соотношений приоритетов России между Вашингтоном и Европой, по мнению Ястржембского. Отношения с Вашингтоном всегда были приоритетными в международной политике России, а теперь для этой страны также важны и отношения с Европейским Союзом, хотя в несколько других областях. В отношениях с США преобладала направленность на обеспечение безопасности, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, тогда как в отношениях с Евросоюзом на первый план выходит экономика.